Учитель для проблемной школы

Для педагогов, детей и родителей — позади первосентябрьские волнения. Начался учебный процесс 2016 — 2017 года.

Встреча министра образования и науки Александра Аникеева с журналистами была полна ожиданий чего-то взрывного. И такое было озвучено.

С самого начала не назвать несколько цифр нельзя, потому что именно они характеризуют степень готовности всех образовательных учреждений к новому старту знаний. В 360 школах региона (из них 14 частных) за парту сядут 99 045 учеников, в профессиональных заведениях -16 000 студентов, в вузах — 22 700 человек. Дошкольные учреждения начнут посещать 47 400 малышей. К сожалению, пока нам не удалось избавиться от двухсменки в школах. Предполагается перейти повсеместно на занятия в одну смену только к 2025 году. Будут закрыты пять малокомплектных школ, но по этому поводу печалиться нет нужды — в таких «умирающих» заведениях хорошие знания получить нельзя.

К достижениям нашего профильного министерства нужно отнести полное выполнение взятых обязательств по приведению в порядок учебных площадей. Именно 1 сентября открылась после капитального ремонта школа №1 в поселке Товарково, здание начальной школы-детского сада в Ромодановских Двориках, точно по графику идет строительство самой большой в регионе школы на Правобережье, открылся новый корпус КГУ и уже заселено студентами возрожденное общежитие на улице Кутузова. 

Как оценивают знания учащихся на сегодняшний день — известно всем. А какие баллы выставляют школе за качество преподавания? Практика всероссийских проверочных работ для них будет продолжена. На их основании будет ясно, где есть откровенно слабые школы. Нет, закрывать их не будут — им будут помогать.

Новинку видим и в системе профессионального образования. Калужская область стала членом движения WorldSkills Russia. Данная мера позволит повысить престиж рабочих профессий путем внедрения лучших практик и профессиональных стандартов посредством организации и проведения конкурсов мастерства. Наши студенты уже добились значительных успехов. В ноябре у нас впервые состоится региональный чемпионат «Молодые профессионалы» по 11 компетенциям. Победители примут участие в национальном чемпионате в 2017 году.

Пересчитать всех обучающихся — такую задачу поставило перед собой отраслевое министерство. Отдельно — дошколят, затем школьников, студентов. Электронная картина представит человека с самого его рождения до момента получения профессии. Еще новинка: с первого сентября в школах начнут работать новые общественные организации: «Российское движение» и «Юнармия». Цель подобных формирований, предложенных президентом, в том, чтобы упорядочить общественную активность, привить подросткам чувство гражданственности, патриотизма.

Долго школы, да и все россияне, ждали появления нового учебника истории. И вот он уже лежит на книжных полках. Он написан видными историками страны. Шестиклассникам повезло — в их головы будут заложены честные, научные, проверенные временем факты. А вот еще один новый образовательный проект, где, надо полагать, вопросов будет масса, возможно, даже недовольство учителей. Речь идет о неблагополучных школах, где и успеваемость не дотягивает до стандартов, и контингент учащихся далеко не идеал.

Стартует новая экспериментальная программа «Учитель для России», рожденная инициативой не высшего министерства, а общественности! Студенты лучших вузов страны собрались на базе нашего летнего лагеря «Вятичи», чтобы в течение пяти недель научиться навыкам высшей педагогики. Учителя у студентов были блестящие, но главное — среди слушателей почти не было будущих педагогов, профессии у каждого самые различные. Общим было одно: нестандартность мышления, колоссальная энергия и желание стать пионерами в перестройке сознания отстающих подростков, вина которых в основном крылась в семейной гнилой атмосфере.

По результатам обучения каждый получил сертификат, позволяющий начать работу в школе, которую выбирали сами. Новоиспеченные педагоги должны были владеть одним или несколькими иностранными языками и проработать в школе не менее двух лет, после чего каждый получает педагогический диплом, часто — прибавка к уже имеющимся, но другого направления. Был проведен жесткий отбор желающих проявить себя на трудной, но интереснейшей работе. Многие выбрали наш регион — школы Калуги, Обнинска, Боровска, Белоусова, Малоярославца. По части зарплаты и обустройства все вопросы решены, кстати, спонсором нового движения выступает Сбербанк. Нагрузка на педагогических первопроходцев будет невелика, чтобы у них оставалось время на индивидуальные занятия со слабыми учениками.

Министру был задан вопрос: а не произойдет ли в школе «бунт», ведь многие старые, опытные учителя будут не согласны с разницей в оплате. Хотя, если школа не на очень хорошем счету, то, по идее, педколлектив должен буквально пылинки сдувать с молодых новаторов. И вряд ли, когда появятся хорошие результаты, кто-то осмелится причислить их к элите — пахать им придется прилично! Еще вопрос: а не сбегут ли экспериментаторы, увидев «материал», с которым им предстоит работать? Нет, не те это люди. Их высокий уровень мотивации подсказывает им, на что они идут.

Перечислить все новинки нового учебного года просто невозможно. Они разнообразны и любопытны. Так, будут работать университеты для родителей, создаются проекты по дополнительному образованию, начнут работать школьные технопарки, появятся шахматные школы, школьная филармония, продолжится практика уроков в музее, будет работать летняя школа, где дети могут заняться робототехникой, техническим дизайном, моделированием. Многие учебные заведения уже включились в эксперименты. Один из них проходит в калужском 36-м лицее, и он направлен на работу учащихся по индивидуальному плану. У каждого свое гибкое, свободное расписание. За такой системой — будущее.