Кисть и мысль Константина Коровина

В Калужском областном музее изобразительных искусств проходит выставка работ художника, отразившего веяния полувека русской живописи и графики, —  Константина Коровина.

Девятнадцать полотен и один графический лист дают представление о всех направлениях творчества мастера. Часть из них — «гости» из Государственного Русского музея, Тульского областного художественного музея, пять работ имеют калужскую «прописку».

Творчество неотделимо и часто плохо понятно вне истории жизненного пути автора. К счастью, Константин Коровин оставил исчерпывающие «Воспоминания», его судьба отразилась и в мемуарах друзей. На выставке путь от холста к холсту выглядит как иллюстрации богатой и трагичной биографии мастера.

Родился Костя Коровин в 1861-м, в год отмены крепостного права. Четырнадцати лет Константин вслед за братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Обнищавшей семье карьера архитектора представлялась выгодной.

Но натура пересилила, через год юноша перевелся на живописное отделение, где его учителями стали Алексей Саврасов и Василий Поленов. Василий Дмитриевич заразил студента любовью к импрессионистам, тогда еще неизвестным в России. Именно Константин Коровин создал спустя десять лет произведение, которое назвали «первой ласточкой» импрессионизма в российском искусстве.

При окончании училища Коровин, как и Левитан, получил звание неклассного художника: «чины людьми даются, а люди могут обмануться».

Василий Поленов познакомил обоих художников с меценатом Саввой Мамонтовым, и в его опере начался путь Коровина как декоратора. Константин считал, что декорации делают то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора. Таковы сияющие эскизы оформления спектаклей, представленные на калужской выставке.

Путешествия по Европе дали новые впечатления, отраженные в полотнах. Занятна история создания работы «У балкона. Испанки Леонора и Ампара». Скромные работницы, приглашенные для позирования, «вспыхнув, отказались от денег» в уплату за сеансы. «Когда я стал писать их ноги, Леонора покраснела: у нее были худые, в заплатах башмаки». Художник купил ей щегольские ботинки, и обеим девушкам — «большие шелковые платки в узорах, с длинной бахромой». На Всемирной торговой выставке в Париже полотно было удостоено Золотой медали.

Зной Испании сменил суровый Север — Мамонтов прокладывал там грандиозную железную дорогу, чтобы освоить богатства Заполярья, и пригласил художников запечатлеть нетронутость тундры. Архангельск, Мурманск очаровали Коровина: «Ни капли злобы тут нет от людей, я бы хотел остаться здесь навсегда».

Северный цикл полно представлен на калужской выставке. В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде художник украсил картинами и панно павильон Крайнего Севера и сам спроектировал его, придумал бассейн для «милейшего тюленя, привезенного с Ледовитого океана и прозванного Васькой, чаек и альбатросов».

В 1890-х годах художник сблизился с певцом Федором Шаляпиным, создал яркие и достоверные образы баса и его дочерей, работал над костюмами оперного артиста.

Двадцативосьмилетний мэтр стал художником Императорских театров, где создал десятки монументальных декораций. С 1901 года молодая, но зрелая знаменитость начинает преподавать в alma mater и Строгановском училище. Через четыре года Коровина избирают академиком.

Февральская буржуазная революция принесла мастеру в апреле 1917 года пост в Комиссии художников при Комиссаре над бывшим министерством императорского двора. После Октябрьской социалистической революции Константин Алексеевич вошел в состав Отдела пластических искусств, комиссии по охране памятников и старины при Совете рабочих и крестьянских депутатов. Позже опытный педагог был избран руководителем Свободных художественных мастерских.

Нападки левых художников, особенно Владимира Маяковского и Давида Штеренберга, вынудили художника оставить должности.

В 1921 году Главполитпросвет устроил к 60-летию мастера выставку в Третьяковской галерее, издал ее каталог. Но лишения, болезни сына и жены подтолкнули Константина Алексеевича к отъезду за границу, пока — для лечения и устройства выставки. Работы его в Париже продавались плохо, не удалось заработать и литературным трудом — «Воспоминания» дали мизерный гонорар. Но и в нищете мастер создавал яркие, оптимистичные работы. В семьдесят восемь лет Константин Алексеевич внезапно скончался на улице от сердечного приступа. Прах супругов покоится на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа среди могил таких же скитальцев.

Но творчество Константина Коровина по-прежнему трепещет жизнью, вы увидите это на редкой по качеству экспозиции. Не пропустите возможность поучаствовать в празднике романтика кисти.