Личность рождается в школе

Первое сентября — первый день календаря. Этот стишок приходит в голову каждому, кто сидел за школьной партой или кому предстоит проводить своего ребенка в очередной класс. Столько хлопот, столько надежд, столько планов! Что предстоит сделать в сфере образования в этом учебном году? В середине августа мы встретились с заместителем губернатора области Александром АВДЕЕВЫМ.

— Первого сентября за парты сядут более 99 тысяч учеников. Свои двери откроют 32 профессиональных училища, 15 высших учебных заведений и 229 дошкольных. Радует то, что увеличилось число первоклассников — сегодня их более 11 тысяч. Несомненный успех и в том, что даже в такие непростые времена мы смогли открыть, капитально отремонтировать, расширить целый ряд учебных заведений. В планах — строительство 12 новых школ. Наверняка этот день ждут с нетерпением жители Правобережья — там в октябре будет завершено строительство школы на 1360 мест. В будущем году ребята нашей области забудут, что значит учиться в две смены.

— Новоселья справлять будут не только школы. Наш педагогический университет открывает новый лабораторный корпус и долгожданное общежитие на улице Кутузова. 

— Кстати, в этом году мы наблюдаем рост интереса к педагогической профессии. Это значит, что исчезнет навсегда проблема отсутствия в школе того или иного предметника. Ведь была настоящей катастрофой ситуация, когда накануне сдачи экзаменов обнаруживалось, что в аттестате выпускника пробел по истории или иностранному языку.

Конечно, в какое-то время серьезные провалы наблюдались в системе профтехобразования. Профессии, столь необходимые нашему производству, школьника не интересовали. И вот мы наблюдаем, что в шестнадцатитысячной армии студентов — более четырех тысяч первокурсников. Можно надеяться, что практика проводимых региональных чемпионатов молодых профессионалов вернет ребятам вкус к почетной рабочей профессии. В ноябре впервые мы будем проводить региональный чемпионат «Молодой профессионал-16». У победителей есть шанс попасть в 2017 году на всероссийский чемпионат.

— Как вы думаете, есть шанс вернуть наших ребят в производственную сферу или у них сегодня в моде только бизнес-программы?

— Давайте вернемся в школу. Именно там детям должен прививаться вкус к труду. Убрали «картофельные десанты» в колхозы, запретили уборку в классе, субботники. Мы отказались от лучших практик и сами загнали себя в угол. Все трудовые десанты теперь только с согласия родителей. 

Получается, что сегодня активно взращивается поколение лентяев. Уйдет со школьного двора юный «недоросль», остерегающийся запачкать ручки, и точно так же свысока будет смотреть на старательного работника, дескать, пусть вкалывает, если ему так хочется. Но чтобы восстановить утраченные трудовые принципы, ни в коем случае нельзя применять насилие. Уважение к труду нужно воспитать, чтобы работа, к примеру, в школьном саду или на ремонте класса стала потребностью.

— А кто это должен в школе сделать: директор, учитель? Если директор, то, мне кажется, сегодня он по большей части превратился в менеджера. Захлебнулся в хозяйственных и финансовых путах. Много ли теперь среди них Сухомлинских, Ушаковых, Каменских?

— Директор, прежде всего, должен быть воспитателем. И, конечно, лидером. Вот, к примеру, есть у него ряд проблемных учеников. Оценки у них неважные, поведение — еще хуже. А может, этот закоренелый двоечник — отличный спортсмен! Или он лучше всех в классе разбирается в компьютере, а может, он здорово рисует. Вот и нужно постараться расшифровать эту маленькую личность. И смотреть на каждого пусть сегодня неудобного для рейтинга школы ученика в масштабах страны. Возможно, его двойки по математике не испортят его карьеру в гуманитарной отрасли, или он станет солистом оперы, или блестящим ветеринаром. 

Личность рождается в школе — это факт. Так что, говоря о фигуре директора школы, мы должны понимать, что он не машина по выпуску одноразовой продукции. Нужно отойти хоть немного от страшилок ЕГЭ и взглянуть на индивидуальность маленького человека и степень его нужности стране.

— Никак нельзя те же требования применять и к учителю. Только как ему, бедному, заниматься расшифровкой отдельных личностей, когда его превратили в писарчука. Он ведь не столько образует ребенка, сколько строчит конспекты уроков. Кто их читает?!

— Я думаю, что никто. Мы сильно зарегулировали школьный процесс. Или, правильнее сказать, забюрократизировали. Нужно убрать всю эту писанину, чтобы учитель занимался главным — процессом передачи знаний. 

— Откуда все же мы переняли этот «рукописный» опыт, позаимствовали за рубежом?

— Да нет, сами выдумали. И сейчас во многом стоит вернуться к былым традициям школы, когда дети близко общались с педагогами, ходили вместе в походы, вместе придумывали праздники. Если говорить о традициях, то, мне кажется, совершенно незаслуженно принизили статус медалистов. Они, бесспорно, должны иметь определенные льготы при поступлении в вузы. Ведь медаль дается не за ЕГЭ, а за труд на протяжении всех учебных лет.

— Вы можете себе представить, что со сменой руководства в Минобразовании России что-то изменится? Вдруг наконец-то отменят этот многими критикуемый ЕГЭ?

— Возможно, так и будет. Я не думаю, что этот экзамен в состоянии измерить уровень знаний в полной мере. А вообще хочется, чтобы, не бросаясь в какие-то крайности, без конца реформировать наш образовательный процесс. Новшества должны появляться, только нужно остерегаться того, что вместе с водой мы выплеснем и ребенка. Ведь многие века наша российская школа считалась лучшей на планете. Она родила целую плеяду великих людей, в том числе и славных педагогов. И сегодня, получив из школы очередной выпуск молодых, мы хотим, чтобы они хотели и умели приносить России пользу.