От Чёрного до Белого моря

От Черного до Белого моря раскинулась карта путешествий юных художников Калуги. О широкой географии поездок учащихся калужской ДШИ №3 рассказала педагог, член Союза художников России Елена БЕЛОВА.

— За весну и начало лета мы с детьми дважды ездили на дальние пленэры. Из Сочи с III Международного арт-пленэра «Страна магнолий» двадцать два ученика привезли целый букет лауреатских дипломов. Из пятидневной программы три дня было посвящено пленэрам. Одна площадка для рисования располагалась на берегу моря в Лоо, где мы и жили. Вторая была в Сочинском порту, а третья — на Красной Поляне в Роза Хутор: именно там проходили Олимпийские игры.

Множество экскурсий, мастер-классов художников разных стран не помешали главному — результативности собственного творчества. По три часа в день дети рисовали под руководством сочинских педагогов. Кроме того, жюри сочинских, петербургских (из Академии им. Г. Державина) художников оценило готовые работы на тему «Море. Солнце. Сочи» или «Весна в стране магнолии», привезенные из дома. Тема узковата, особенно если учитывать, что дети не часто ездят на море, а некоторые не были там никогда.

По условию конкурса ребенок должен был сделать три — шесть этюдов. Наши дети подготовили по восемь — десять работ. Жюри высоко их оценило. Мы привезли дипломов лауреатов больше чем по одному на участника. А ведь призовые места получили далеко не все приехавшие делегации. Лауреатами I степени стали Полина Косушкина, Юлия Гайфуллина, Вероника Ермакова, Екатерина Терентьева, Анна Герасимова, Наталья Комарова, Таисия Хабел, Мария Соловьева, Марина Мартынова.

Погода в мае не баловала, но как быть на море и не искупаться? После награждения 9 Мая окунулись в шестнадцатиградусную воду.

Дети работали самоотверженно. Когда им на выбор организаторы предложили: использовать время для рисования или съездить на подъемнике в горы — они все выбрали первое, и педагогам тоже пришлось остаться! 

Сочи в мае прекрасен, малолюден, весь утопал в цветах белой акации, зацветали магнолии. Дети, уставшие после учебного года, успели и отдохнуть: танцевали на дискотеке, купались в аквапарке, прыгали на резинках. 

— Куда вы ездили потом? 

— В Карелию, в Петрозаводск, на первый региональный пленэр. Белые ночи, нежный цвет неба, сосны, круглые камни, гладкая штилевая вода были прекрасной натурой. Мы рисовали на берегу огромного Онежского озера, которое мы, как и местные жители, называли морем. Погода показала все свои северные прелести: были и бури, и дожди. Дети экипировались хорошо, рисовали в теплых куртках, резиновых сапогах, накрывали планшеты дождевиками.

Рисовали на острове Кижи древние деревянные памятники зодчества. От Петрозаводска до Кижей один час пятнадцать минут хода на катере на подводных крыльях. Правда, это дорогое удовольствие: до Петрозаводска от Калуги доехать дешевле, чем до Кижей. 

— На подводных крыльях калужане путешествовали когда-то по Оке до Поленова, правда, за 20 копеек!

— Поразила деревянная церковь на полуострове Кандапога, которая на пять метров выше церкви в Кижах. Водопад Кивач мы увидели на ярком солнце, в брызгах стояла радуга. Не напрасно Гавриил Державин посвятил оду этому водопаду. Там мы встретили учеников Петрозаводской художественной школы — они так удивились. Они ехали на водопад за двадцать километров, а мы — ровно за тысячу двадцать.

Вечером в гостинице творчески дорабатывали этюды. Мы с детьми раньше ездили на пленэры в Париж, Страсбург, Баден-Баден, Прагу. Теперь родители не могут оплачивать такие поездки, но и Россия велика и неизвестна, живописна, интересна. Например, я была в Париже восемь раз, а Кижи посетила впервые. Мы сами вышли на руководство Петрозаводской школы, и они помогли нам в организации, радушно встретили. Хозяева преподнесли памятные подарки — в том числе лемех (изогнутую доску) с купола церкви в Кижах (ведь деревянные элементы время от времени заменяют реставраторы). 

Мы жили в историческом центре Петрозаводска, в десяти минутах хода от Онежского озера и в пяти — от речки Лососинки. Рядом был прекрасный старый парк с домиками времени Петра I. Вечером рисовали вид из окна на красиво подсвеченный театр.

В этнографической экспозиции в Кижах мы осматривали дом крестьянина. Все постройки — под одной крышей, чтобы непогода не мешала хозяйствовать, и этот дом просто огромен. Мы были на горе Сампо…

— Это название волшебной мельницы, дающей счастье, из финского эпоса «Калевала»… 

— Да, и одноименный фильм там снимался. Так вот, с горы открывался прекрасный вид на дали. После вдохновенного пленэра начался ливень, и все акварельные этюды просто смыло с листов! После этого опять выглянуло солнце, и вторые этюды у детей получились прекрасно, с учетом просчетов первых работ. Но их тоже смыло ливнем… Все смеялись, никто не расстроился. Вечером в отеле восстановили пейзаж по памяти.

Ездили на марсальные целебные воды. Сначала их называли марсианскими из-за красноватой воды, это был первый российский курорт, созданный Петром I. Там расположена деревянная церковь, построенная при Петре, расписанная светскими западными художниками в стиле барокко. Ее росписи реставрировались Игорем Грабарем. Говорят, что недовольные надутые лица ангелочков списаны с персон свиты императора — они были раздосадованы тем, что Петр заставил их поститься и лечиться минеральной водой. Петру понравилась работа живописцев, и у него тут же возникла идея создать Академию художеств. То есть храм стал ее истоком.

Комиссия высоко оценила работы калужан. Она была поражена тем, что дети успели сделать по четырнадцать — шестнадцать работ. Мы привезли шесть лауреатских дипломов. 

Педагоги школы художники Любовь Антонова и Юлия Мадудина умело наставляли детей в этих поездках, не подменяя их руку. На собственные этюды нам времени, естественно, не хватило, все внимание и силы были поглощены организацией. 

— Какими своими учениками вы особенно гордитесь?

— Всеми! Многие избрали искусство профессией. Помню Маргариту Артемову из моего первого выпуска, сейчас она — член Союза художников России, преподает в московском вузе, активно участвует в выставках разного уровня. Выпустившаяся в прошлом году Алла Морозова сейчас — студентка Санкт-Петербургского института технологии и дизайна. Теперь она планирует поступить в Мухинку! 

Кто-то из путешественников с этюдниками станет художником, а кто-то инженером, врачом. Это неважно. Главное, что они сохранят в сознании восхищение красотой родной природы, умение видеть ее.