Калужский Голливуд

Калуга — кинозвезда. Кино- и телегеничность её домов, улиц, площадей давно замечена режиссёрами, у нас снято более тридцати кинолент.

Об этом рассказывает яркая выставка, расположившаяся во флигеле основного здания Калужского областного краеведческого музея. 

В 1930 году на улицах города режиссёр Андрей Попов снял фильм «Крупная неприятность». Перипетии сюжета для нас не так важны, как видеоряд. Фильм — машина времени, позволяющая увидеть ещё не сбитый декор особняков, деревянное кружево наличников. Ещё было цело феерическое крыльцо дома купца Ципулина на улице Подвойского. Ещё не был снесён Народный дом на улице Ленина. 

Послевоенная Калуга запечатлена в ленте Бориса Бунеева «Человек с планеты Земля». Циолковский лихо пролетал на велосипеде в развевающейся крылатке по ещё той самой улице Коровинской, ныне носящей его имя. 

Эпическая история о конструкторе Сергее Королёве «Укрощение огня», конечно, не могла обойтись без кадров колыбели космонавтики.

Шедевр Ильи Авербаха «Чужие письма» с Ириной Купченко и Олегом Янковским тоже снят на фоне калужских улиц! Калуга долгое время сохраняла все достоинства старинного города — за состоянием зданий тщательно следили. Одновременно появился футуристический шедевр — здание Музея истории космонавтики. Оно вместе с парком имени Циолковского стало прообразом коммунистической эры в детском фильме «Москва — Кассиопея». Роль одного из молодых героев сыграл калужский ученик. 

Детская комедия «Потрясающий Берендеев» с Евгением Евстигнеевым показала, каким был город в 1975 году. Оказывается, липы на улице Кирова от «Детского мира» до площади Победы смыкались кронами, образуя зелёный тоннель над центральной пешеходной частью, получался полноценный бульвар.

Лента Элема Климова «Похождения зубного врача» с Андреем Мягковым и Алисой Фрейндлих в 1967 году была не пропущена цензурой, и все 78 копий комедии пролежали «на полке» до 1987 года.

Поэт, символ 60-х годов XX века Евгений Евтушенко новаторски сыграл Константина Циолковского в биографическом фильме Саввы Кулиша «Взлёт».

«Белый Бим Чёрное Ухо», щемящая киноповесть о собаке и её хозяине — гимн Калуге и её окрестностям. Станиславу Ростоцкому удалось создать поэтический образ города. Роль легендарного Штирлица-Тихонова — одна из лучших в его сверхзвёздной биографии. В руках у Вячеслава Тихонова — «Знаменка».

«Филер» Романа Балаяна — история интеллигента, ставшего шпионом охранки и страшно страдающего от этого. Его фон — воплощение красы осенней Калуги. Шедевры архитектуры нашего города запечатлены даже на афише драмы с участием Олега Янковского. 

Перекличка названий и лет в калужском Голливуде случалась дважды. Евгений Матвеев снял у нас фильм по роману Петра Проскурина «Судьба». Аида Мансарова экранизировала роман Николая Ершова «Вера, Надежда, Любовь». Это две истории, где жизнь страны неразрывно переплетается с биографиями людей. У нас же родились фильмы с названиями «Шанс» и «Последний шанс».

Трогательный рассказ Сергея Никоненко «Птицы над городом» запечатлел нетронутый правый берег Оки с величавой панорамой, и страсть многих калужан старшего поколения к разведению голубей. И поныне это благородное хобби не исчезло, голубятни есть в самом центре Калуги.

Сверхактуальная драма Сергея Говорухина «Ворошиловский стрелок» показала всю архитектурную палитру города: деревянные дома, изукрашенные сграффито хрущёвки, брежневки улучшенной планировки из жёлтого кирпича. Тепловоз проехал по уже не действующей железнодорожной ветке, пересекающей улицу Ленина. Основным местом съёмок стал адрес: улица Окружная, дом 4.

В этом веке в Калуге полюбили снимать сцены разрухи (неважно — времён Первой мировой, Гражданской, Второй мировой войн). 

Режиссёр фильма «Временщик» (2014 год) Юрий Музыка считает, что «разнофактурность города позволяет найти в нём заповедные уголки». Настоящим открытием для него стала усадьба Щепочкина в посёлке Полотняный Завод. Пустующий исторический особняк был превращён в съёмочный павильон, где художником картины создавались самые разнообразные интерьеры. Натурные же съёмки были проведены на калужских улицах. 

Народная драма «Любовь не картошка» с Таисией Вилковой и Валентиной Теличкиной прописалась и на Театральной площади, и на окраине города.

Мы и сами не раз были свидетелями кинопроцесса. Приходит как-то ваш корреспондент в дом Шамиля выставку сфотографировать, а там на первом этаже какая-то новая экспозиция. Оказалось, это декорировали интерьер антикварной лавки для сериала «Марьина роща». Не раз было перекрыто движение по переулку Воскресенскому у корпуса филфака КГУ — состояние здания и асфальта подошло режиссёру Александру Хвану для передачи чувства тревоги. Наша газета помещала развёрнутое интервью с этим ярким мастером киноискусства.

Чемпионом по эмоции ожидания страшного конца стала последняя экранизация актуальнейшего романа Фёдора Достоевского «Бесы». Вся Калуга вписалась в эту кровавую историю как влитая. Отметим, что Фёдор Михайлович в Калуге не был, посещал лишь Оптину Пустынь, проехав через Козельск. Так, наверно, возникло название губернского города в «Бесах» — Скотопригоньевск. 

Новая экранизация сцен «Утиной охоты» Вампилова происходила по адресу: Достоевского, 25, и в Березуйском овраге. Полюбившаяся многим комедия 2009 года «Каникулы строгого режима» тоже «родилась» в Калуге. Быт Москвы 70-х годов XX века, снятый в Калуге, правдиво показан в фильме «Высоцкий» 2011 года. 

Сейчас Калуга и окрестности стали местом действия совсем древней истории. Режиссёр Андрей Кравчук снимает повествование о приходе к власти князя Владимира Святославича под названием «Викинг». Фильм начинается с момента бегства князя в Новгород и заканчивается Крещением Руси. Судя по декорациям, костюмам и эскизам сцен, эта лента потягается с «Выжившим». Грубый деревянный трон, шлемы-шишаки, двуручные мечи, доспехи обещают экшн о жизни Святого Владимира. 

Экспозиция рассказывает далеко не о всех фильмах, снимавшихся в Калуге, — просто места не хватило. Выставка идеально подходит для семейного летнего отдыха, она пробудит приятные воспоминания у зрителей разных поколений. Но у всех ёкнет сердце при виде кортика Александра Колчака. Шитый золотом китель «адмирала» Константина Хабенского, милые шляпки Елизаветы Боярской — кульминация выставки.

Загляните за кулисы мира кино, калужане!