Алексей Баталов. Не только Гоша

Трудно себе представить, чтобы великий мастер сцены, чья театральная родословная огромна, женился на цыганке.

Но именно так случилось с народным артистом России, режиссером, сценаристом, профессором ВГИКа Алексеем Баталовым.

Можно сказать, что он вырос на театральных декорациях. Многочисленные родственники, среди которых были народные артисты Советского Союза Ольга Андровская, Виктор Станицын, блистали на сцене МХАТа. Сам Станиславский благословил такое семейное содружество.

В московской квартире родителей на Ордынке за стенкой жила семья Мандельштамов. В доме частыми гостями были: Анна Ахматова, которая, кстати, благословила первый брак студента школы-студии МХАТ Алексея Баталова, Борис Пастернак, Иосиф Бродский. Количества Нобелевских лауреатов на один квадратный метр здесь было бессчетно. В общем, в раннем возрасте вся аура пространства будущего актера была пропитана высоким искусством. В формировании характера и вкусов юноши большую роль сыграл отчим — замечательный писатель-сатирик Виктор Ардов.

Современная молодежь Баталова знает исключительно в образе Гоши. Но его работу в фильме В. Меньшова «Москва слезам не верит» вряд ли можно считать самой выдающейся, даже несмотря на то, что после выхода ленты он в мгновение ока стал секс-символом страны. 

А вот знатоки кино прежде всего назовут его Павла Власова («Мать»), Федора Протасова («Живой труп»), Гурова («Дама с собачкой») и, конечно же, самую звездную его работу в фильме «Летят журавли», которая буквально потрясла весь мир. А разве можно забыть блестяще исполненную роль князя Трубецкого в фильме «Звезда пленительного счастья» или молодого талантливого физика Гусева в картине «Девять дней одного года»? За эту работу Алексей Баталов был удостоен Государственной премии.

Первой значимой его работой в кино была роль Алексея Журбина в фильме «Большая семья». Ради предложения Иосифа Хейфица Баталов бросает Москву, театр и едет в Ленинград. Сразу после выхода картины на экран на него буквально обрушивается невероятная популярность. Пошли заманчивые предложения режиссеров. Но Хейфиц его не отпускает и предлагает главную роль в новой ленте — «Дело Румянцева». 

Баталов разрывается между двумя столицами, но он молод и полон сил. Да только в Москве его ждет семья и маленькая дочь.

Первая его школьная безумная любовь, Ирина Ротова, дочь известного художника К. Ротова, долго терпела постоянные перемещения мужа по городам и съемочным площадкам. Потом оно лопнуло, и она ушла. На съемке «Большой семьи» Баталов увидел в цирке отчаянную наездницу-цыганку Гитану Леонтенко, которая вытворяла на лошади невообразимые трюки. Новая безумная страсть, но Алексей долго не решался признаться ей в том, что женат. А когда разговор все же состоялся, возмущенная девушка, бросив на ходу: «Между нами все кончено», оставила своего робкого ухажера. Но тогда, кажется, оба не очень-то сокрушались разрывом: Гитана закрутила роман с Сергеем Гурзо, сыгравшим Сережку Тюленина в «Молодой гвардии», а Баталов увлекся красавицей-балериной Ольгой Заботиной, сыгравшей Катю Татаринову в фильме «Два капитана». Однако наш герой, узнав, что Ольга всерьез намерена пойти с ним под венец, снова струсил и сбежал назад в Москву.

Если собрать все работы Баталова в фильмах Хейфица, то определенно можно сказать — актер сумел создать образ советского рабочего. И потому киноведы немало были удивлены, когда тот же Хейфиц на роль чеховского Гурова в «Даме с собачкой» пригласил своего любимого исполнителя. После выхода картины на экран Баталов окончательно порывает с театральной сценой — кинематограф стал главным делом его жизни. В пятидесятые годы у него выходит в год по фильму. Но вместе со всенародной славой после экранизации Чехова у него начались проблемы со зрением. Туберкулез глаз, и он оказался на больничной койке.

А что же его циркачка? Во Франции на Каннском фестивале чествовали наш фильм «Летят журавли», завоевавший Золотую пальмовую ветвь. Баталова и Самойлову буквально носили на руках. В свои картины Алексея приглашает сам Ф. Феллини. В это же время в Париже со своим цирком гастролировала блистательная Гитана. И ею был очарован Париж — у ее ног был сам Марсель Марсо, и не он один. И вот они, разбежавшиеся некогда любовники, встречаются, чтобы уже никогда не разлучаться.

Баталову было сорок, Гитане — двадцать восемь, когда у них рождается дочь Маша. Но мамины трюки на лошади не прошли даром — девочке ставят страшный диагноз — церебральный паралич. Родители ради любимого ребенка бросают всё: Гитана — цирковую карьеру, Баталов исчезает с экрана. И только спустя десять лет Владимир Меньшов буквально прижал его к стенке, уговорив сняться в своей картине «Москва слезам не верит». И актер соглашается. 

Мне кажется, потому, что сразу уловил в характере своего героя некий букет из всех его ранних персонажей, где и простой работяга Алексей Журбин, и талантливый физик Гусев, и солдат Борис Бороздин. Теперь ему предстояло показать рабочего-интеллигента нового века. Зрителю в годы брежневского правления очень нужен был такой Гоша. Хотя в его рабочее происхождение, думаю, мало кто верил.

После выхода картины на экран Баталов становится настоящей легендой советского кино. Но после оглушительной славы он исчезает из поля зрения поклонников. 

В этом загадка актера. Он не замуровывает себя в стенах квартиры — преподает во ВГИКе, заведует кафедрой. Ему есть что передать молодым. И прежде всего то, что актер не должен просто играть — он должен жить своим героем. 

Так, в «Большой семье» Журбин-Баталов сам клепал корабли, в картине «Три толстяка» его Тибул ходил без дублера по проволоке — этому его научила Гитана. Даже в подворотне с хулиганьем («Москва слезам не верит») дрался, при этом здорово повредив руку. Не зря о нем говорят, что если бы рядом с ним поставить табуретку, он и ее бы научил играть. Это объясняется, наверное, тем, что всё в его жизни начиналось на Ордынке. 

О себе сегодняшнем наш любимый артист говорит загадочно: «Я иду в никуда и в никогда, как поезд с откоса».