Игорь Костолевский. Французские мотивы

Его детство прошло в очень обеспеченной семье. Отец — крупный начальник Министерства внешней торговли и, естественно, хотел видеть своего младшего сына достойным специалистом. Но он его разочаровал уже в школьные годы, когда за ярое непослушание и дерзкие проказы доводил учителей до белого каления. Он не стал инженером, хоть и поступил в МИСИ. Он стал актером, кумиром миллионов зрителей, обладателем бесчисленных высоких наград. Когда звучит в эфире «Кавалергарда век недолог…», у всех перед глазами Игорь Костолевский.

Покинуть третий курс института ему посоветовала подруга юности, сравнившая его с Есениным. Чтобы не разочаровать ее, поступил в ГИТИС и попал на курс знаменитого Андрея Гончарова. Закончил вуз в числе лучших и был приглашен в Театр имени Маяковского. Поначалу юного красавца режиссер занимал только в массовках, считая, что это пойдет на пользу делу, научит выживать. Гончаров был суров. Каково было бунтарю и хулигану Костолевскому привыкать к такому обращению! 

Совсем другая картина складывалась в сфере кино. Режиссеры быстро разглядели высокого, элегантного юношу с благородной внешностью, бархатным голосом и рыцарскими манерами. Амплуа романтического героя было ему обеспечено, хотя начинал он довольно скромно. Вспомним юного очкарика, ушедшего добровольцем на фронт, в фильме «А зори здесь тихие». У него и слов-то было всего ничего, в кадре только лицо крупным планом и глаза.

Настоящим взрывом был фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Блестящий актерский состав, а кто бы еще больше подошел на роль декабриста Ивана Анненкова, как не Костолевский — настоящий кавалергард. Но конфуз получился с лошадью. Актер не только боялся коня, он, когда его все же на него взгромождали, сидел на нем, как тюфяк. Вся съемочная группа покатывалась от смеха. И тогда взбешенный Мотыль отослал Игоря на ипподром учиться. И вот новый дубль — сцена, когда влюбленный офицер осыпает свою возлюбленную Полину Гебль цветами, гарцуя на коне с лихостью циркача. У всех шок — вчерашний «растяпа» так красив в седле! Конечно, после выхода фильма на экран вся женская часть России была у его ног! Своё интеллектуальное обаяние Костолевский демонстрирует и в «Безымянной звезде», где играет в паре с А. Вертинской. Его Марин Мирю в сравнении с предыдущим героем совсем другой. Здесь он и робок, и нежен, и в то же время с головой погружен в мир Вселенной. 

Теперь актер уже сокрушительно знаменит. Лауреатом премии Ленинского комсомола он становится за роль Жени Столетова в фильме «И это все о нем». Неожиданностью для киноманов было увидеть его в роли советского разведчика. Многие знатоки были в шоке: как это режиссер Владимир Наумов делает такой рискованный выбор?! Помните ставшую хитом песню «Вечная любовь», которую исполнил Шарль Азнавур? Именно она точно ассоциируется с образом разведчика Бородина.

А потом актер все чаще появляется на экране в образе заядлого ловеласа: «Прости», «Гараж», «По главной улице с оркестром». В фильме «Отпуск за свой счет» он сыграл такого же «любителя юбок». Его коллега по театру красавица Елена Романова играла его подругу. По сценарию у них было мало совместных сцен, а по жизни закрутился роман. Все перерывы между съемками они проводили вместе. Мимолетная влюбленность закончилась свадьбой. Родился сын Алексей. Насколько прочен был этот союз, сказать трудно — Костолевский не любил впускать посторонних в свою личную жизнь…

Тяжелые времена перестройки расшатали наш кинематограф. Но слово «невостребованность» к нему не имело отношения. Он едет в Норвегию. Знакомый режиссер Питер Штайн приглашает его на роль Аполлона в «Орестее». Французский язык Игорь освоил мгновенно, зритель даже не догадывался, что на сцене русский актер. Там он знакомится с французской актрисой-аристократкой Консуэло де Авиланд, которая ради него бросает Францию и едет следом за ним в Россию. 

Она была не просто жрица сцены, но еще и официальным представителем ОАО «РЖД». Именно ее стараниями было возобновлено прямое сообщение Москва — Париж, за что лично Владимир Путин вручил ей орден Дружбы народов. Этот роман и последующий за ним развод с Романовой, так же как и новая свадьба, были окутаны тайной. Журналисты проморгали заманчивую сенсацию, да и в театре никто не знал о том, что Костолевский сменил красивую жену на некрасивую и счастливо с ней живет. 

А вообще-то в театре по этому поводу не очень судачили. Вот если бы с мужем развелась Светлана Немоляева или Евгения Симонова, это было бы сродни разорвавшейся бомбы. А тут было ясно, что раз Игорь и раньше свои чувства к жене не очень-то демонстрировал, то, может, их и не было. Что же касается сына, который учится в престижном МГИМО, то он с отцом часто общается, и, кажется, они большие друзья.

Консуэло полюбила Москву, отлично говорит по-русски. На крутящиеся вокруг нее сплетни не обращает внимания, понимая, что в них замешана банальная зависть. Как не завидовать, если ей на день рождения прислал поздравительную телеграмму ее друг Ален Делон, а с подарками пожаловала сама Инна Чурикова. Но главное — у ее ног самый красивый мужчина России. Интересно то, что, еще живя во Франции, она увидела фильм «Звезда пленительного счастья» и всем говорила, что вышла бы замуж за декабриста. В фильме Полина Гебль едет за мужем в Сибирь. Консуэло меняет теплую Францию на снежную Москву тоже ради любимого.

Вернувшись из Европы, Костолевский становится одним из ведущих актеров Театра Маяковского. В месяц он занят в 12 — 13 спектаклях. Сыграв Георга IV в «Кине IV» и Подколесина в «Женитьбе», он доказал свое владение тайнописью искусства, которое позволяет прикасаться к радости и проклятию человеческого бытия. В кино он появляется реже, от плохих ролей просто отказывается. Удачными были его работы в двухсерийном фильме «Шпионские игры», а в «Усадьбе» он буквально ошарашил всех своих поклонников, сыграв бомжа. «Это не чернуха,- пояснил он,- это трагикомедия».