Маргарита Терехова. Бегущая по волнам

Она свободна и горда, она вызов и стихия, цельность и каприз. С годами даже не изменила прически — всегда простоволосая и естественна без ухищрений. «Меня никто не любил», — говорит Маргарита Терехова. Это она кокетничает — мужчины до сих пор сходят по ней с ума.

Детство и юность ее прошли в Ташкенте. Увлекалась баскетболом, была даже капитаном молодежной сборной Узбекистана. С ней в одном дворе жил Юнгвальд Хилькевич — будущий режиссер «Трех мушкетеров». По его словам, даже школьницей Рита Терехова была очень красива. Яркая, активная, своенравная, со стройными ногами и красивой грудью. Толпы кавалеров ходили за ней по пятам. 

Школу закончила с золотой медалью и поступила в университет на физмат. Но через два года забрала документы и отправилась в Москву. Поступила в школу-студию при Театре имени Моссовета. С первых месяцев ее талант был замечен всеми педагогами. Она становится лидером в группе, что вызывает раздражение и откровенную зависть у девчонок. Вся ее дальнейшая жизнь была связана только с этим театром. «Цезарь и Клеопатра», «Преступление и наказание», «Царская охота» — везде у Тереховой главные роли.

И в кино стала сниматься рано. Дебютом была картина «Здравствуй, это я!». А следом советско-болгарская мелодрама «Бегущая по волнам», где она сыграла сразу две роли: Биче Саниэль, жену капитана Геза, и Фрэзи Грант, девушку из легенды. Режиссер противопоставил выдумку и реальность, праздник, символ которого — карнавал, и будни, когда гаснут фейерверки и наступает рассвет. Воплощением этих двух миров являются героини Тереховой. 

Критика фильм приняла прохладно. Но массовый зритель сразу заметил новую восходящую звезду. Для самой же актрисы главнее была другая роль — вспыхнувшая страсть к партнеру по фильму, покорителю женских сердец красавцу-болгарину Савве Хашимову. Только вот беда — он был женат. Но любовь шквалом накрыла обоих, Савва оформляет развод и сочетается браком с Маргаритой. Рождается девочка Аня. Жить, правда, молодым пришлось в общежитии. Но не это разлучило влюбленных, а великое противостояние: Савва не желал жить в Москве, Терехова, наоборот, не представляла своей жизни без театра.

Развод Маргарита переживала тяжело, стала более холодной и суровой. Возможно, из разбитого состояния ее вывел великий Андрей Тарковский, пригласив в свой фильм «Зеркало» сразу на две роли. Учить ее играть было не нужно — она схватывала суть образа мгновенно. Какое-то время пресса захлебывалась новой сенсацией — у Тарковского роман с Тереховой! Но свадьбы не случилось. 

В фильме «Монолог» она сыграла беспутную дочь старого профессора, не вызывающую никакого сочувствия. Но впереди была ее главная роль — Миледи. Ее знакомый из детства режиссер Юнгвальд-Хилькевич готовился к съемкам фильма о мушкетерах. И, размышляя над типажом леди Винтер, отыскал Маргариту. 

Она сразу согласилась и засела за книги, чтобы лучше познать все закулисные тонкости французского двора. Образ коварной интриганки впоследствии намертво прирос к актрисе. 

Другой, не менее яркой работой в кино была роль стервозной Дианы, завлекшей в свои сети Теодоро («Собака на сене»). Может показаться странным такое совпадение — актриса буквально наслаждалась, играя мужененавистниц. Но это было не случайно — она действительно мстила ушедшим от нее некогда любимым.

На съемках в Таджикистане она познакомилась с бизнесменом Тураевым. Закрутился новый роман, но избранник Маргариты был женат, и семью бросить не посмел. Поначалу всем было абсолютно ясно — сын Саша не случайно носит фамилию Тураев. Только сравнительно недавно стало известно имя настоящего отца и еще одной сносящей голову страсти двух незаурядных личностей.

Гера Гаврилов в сравнении с ней — мальчик, студент Саратовского театрального, она — звезда. Как удалось ему женить на себе леди Винтер? Увидев Терехову в «Зеркале» и «Монологе», Георгий буквально сошел с ума. Его даже не смущала разница в возрасте — шестнадцать лет. Случайная встреча на Рижской киностудии, и, по его словам, «произошла химическая реакция. Всё у нас было ненормально, в нарушение всех законов, рамок и приличий». Начались свидания: Терехова, отыграв спектакль, летит в Ригу, на другой день — снова в Москву. И наоборот. Страсть гоняла их самолетом туда-сюда. Свадьбу сыграли, когда Рита была уже беременна. 

Есть масса всяких высказываний по поводу «загадки» Маргариты Тереховой. Да, красива, талантлива, обласкана зрителем и мужчинами. Что же в личной жизни ничего не складывается? Как могло случиться, что после того, как один раз уже обжёгшись, снова городит непонятные заборы в отношениях с любимым человеком? Есть разные версии: после родов у Маргариты была депрессия (с чего это?). Еще предположение — Георгий поступает учиться на режиссерский во ВГИК (так это хорошо!). И вдруг страстные любовники отдаляются все дальше и дальше. Куда еще дальше! Теперь Гаврилов живет в Нью-Йорке, женился, но всем сердцем рвется к сыну. Не пускают. В один из приездов в Москву попытался навестить бывшую жену. Но дверь ему открыл Игорь Тальков…

Сегодня Терехову никто не видит. Живет затворницей. Не появляется «в свете», не подходит к телефону, сын с квартиры съехал — за ней присматривает сиделка. Изредка ее видят в церкви. Как всегда, не изменяет себе и не признает грима. Что это — эгоизм актерского таланта, творческая пассивность или ирония судьбы? Где-то проскочило одно ее высказывание — в жизни только двое мужчин были «ей впору» — это Андрей Тарковский и Игорь Тальков. Все остальные — «они только давали детей». Жестоко!

О Тереховой написано много. По-прежнему у нее масса фанатов. Но и завистников не меньше. На закате интеллектуального кино она взошла в амплуа роковой женщины: великая любовница Манон, византийская императрица Федора, ужасная Миледи, чувственные полубезумные испанки Диана и Марта. Великая Актриса, словно Бегущая по волнам, по сей день будоражит умы, раздражает, восхищает.