Марина Неёлова. Обручённая с «Современником»

Экстравагантная, разодетая, похожая на поблекшую птичку — она оплакивает прожитую жизнь. А в финале под стук топора, уничтожающего сад, смотрит широко распахнутыми глазами так, будто топор скользит по ее сердцу. Конечно, это «Вишневый сад». Конечно, это Раневская в исполнении Марины Неёловой.

Зрители ее узнали впервые после выхода на экран «Старой, старой сказки», где, будучи еще студенткой Ленинградского театрального училища, она сыграла принцессу в паре с Олегом Далем. Выбрала по жизни сцену, хотя с детских лет занималась хореографией, сохранив на долгие годы балетную талию в 54 сантиметра и вес 45 килограммов, при котором даже лифт поднимал ее только после того, как она подпрыгивала.

Мечтала работать в театре Г. Товстоногова, но тот долго раздумывал. А молодой режиссер Анатолий Васильев, приехавший в Питер снимать свой дипломный фильм «Цвет белого снега», оказался более расторопным. Долго искал актрису на главную роль странной, немного с придурью девочки. Пробовалось около двадцати актрис, даже девушек с улицы. И наткнулся на Марину. Но на главную роль большие чиновники утверждать ее не хотели. Ситуацию спас Марлен Хуциев, вскричавший в сердцах: «Вы что, обалдели? Это же натуральная Анни Жирардо!».

Так Анатолий увел из-под носа медлительного мэтра сцены будущую звезду. В Москву Неёлова уже приехала в качестве супруги Васильева. Вскоре он становится главным режиссером Таганки. Но Марину к себе не зовет, точно определив ее театральное место в другом сценическом пространстве. Хотя его отзывы о супруге были самыми высокими. Считал, что она не капризная, не выпендрежная и актриса потрясающая.

А вот пространство будущего жилья молодых было неважным: запущенная «хрущевка», за ремонт которой лично взялся молодой супруг. Какое-то время Марина работает в театре Моссовета. А потом начинается период «Современника», который своими новациями перевернет и влюбит в себя театральную Москву. Поначалу Марине очень подходили роли травести, но скоро они стали ей тесны. Наряду с М. Тереховой, И. Чуриковой Неёлову сразу отнесли к наиболее ярким молодым дарованиям шестидесятых. Критики отмечали, что на сцене она, «как беспокойная кошка с голосом избалованной девочки». Классическими стали для нее роли хрупких, ранимых, страдающих героинь, пытающихся отстоять своё «я». Неёлова тем и уникальна на сцене и в кино, что обладает темпераментом трагедийной актрисы, но в то же время представляет тип женщины сегодняшнего дня. 

В те годы я жила возле Чистых прудов, по соседству с новорожденным театром, разместившимся в помещении бывшего кинотеатра «Колизей», и не пропускала ни одной премьеры. Ходила на Неёлову. «Двенадцатая ночь», «Вишневый сад», «Три сестры», «Ревизор». Говорят, что дважды нельзя войти в одну и ту же реку — Неёлова это сумела, повторив и в кино судьбы своих театральных героинь. В картине Кошеверовой «Тень» она сыграла Аннунциату, а через семнадцать лет в «Тенях» М. Козакова — Юлию Джули. Так и в «Фантазиях Фарятьева» первой ролью была младшая Люба, а в картине Авербаха — она играет старшую Александру. «Вишневый сад» она тоже отыграла дважды — от Ани до Раневской, костюм которой мастерил знаменитый В. Зайцев и даже ездил в Париж за кружевами и шелком.

Кинокарьера тоже складывалась удачно. Г. Данелия, Н. Михалков, Э. Рязанов, В. Абдрашитов — все наперебой приглашали к себе актрису. С семидесятых годов вплоть до восьмидесятых она была нарасхват. А потом наступил перерыв. Счастливую жизнь первого брака переломал Г. Каспаров. Великий шахматист и большая дрянь. Любовь вспыхнула внезапно. Казалось, Марина потеряла голову. А что же муж, ее друг и наставник Анатолий Васильев? А он ушел, как отрезал, раз и навсегда, вспоминая свой брак даже с некоторым юмором.

Марина точно утонула в новой любви. Роман длился два года. Она ввела Каспарова в круг высокого театрального общества и влиятельных лиц. Мешало только то, что повсюду его сопровождала мамаша, для которой было главным — карьера сынка. Предвидя возможность свадьбы (Марина уже была беременна), мать категорически сказала сыну «нет». Он послушался и исчез. Как, впрочем, и из страны. 

Скандал получил широкую огласку, и весь театральный мир встал на защиту Неёловой, закрыв дверь для человека, который и ее предал, и государство, которое его взрастило. По этому поводу хорошо сказал В. Гафт: «Ни один порядочный дом этого Каспарова на порог не пустит». Родилась Ника, но для молодой мамы померк свет. Пережить предательство было трудно — она буквально спряталась от всего мира. 

Спасли друзья, вытащив ее на отдых, где и пришло спасение в лице чрезвычайного и полномочного посла России Кирилла Геворгяна, который не только вернул Марине веру в любовь, но и стал отличным отцом для Ники. Начался период жизни «на две страны». Театр она бросить не могла, и всякий раз, отыграв спектакль, мчалась в аэропорт, чтобы лайнер перенес ее за тысячи километров от Чистых прудов в Европу. С 1994 — 97 годов — Франция (в первый класс Ника пошла в Париже), затем перевод Кирилла в Нидерланды, и семья переезжает в Гаагу. Так продолжалось пять лет.

Галина Волчек специально под Неёлову подстраивала репертуар. Одно дело сцена, но и съемки в кино тоже были немалым напряжением для актрисы. «Монолог», «Ты у меня одна», «Фантазии Фарятьева», «Дорогая Елена Сергеевна» и, конечно, «Осенний марафон». Нельзя не вспомнить и одну из ранних работ Марины в фильме Р. Нахапетова «С тобой и без тебя», где она сыграла в паре с Ю. Будрайтисом. Не потерялась она и в авангардистских поисках нового времени, исполнив парадоксальную роль Башмачкина в «Шинели».

Когда дипломатическая миссия Кирилла закончилась, они вернулись в Москву, и жизнь вошла в «тихие берега»: любимая семья, любимый театр, с которым она повенчана навсегда.