Юрий Зельников. Человек имеет право

Институт уполномоченного по правам человека в Калужской области подвел итоги работы за минувший год. В беседе с омбудсменом Юрием Зельниковым мы отобрали самые характерные проблемы, которые граждане области не в состоянии решить самостоятельно.

— Если человек обращается к вам, то это означает, что его не хотят слышать представители власти. И поэтому каждая к вам жалоба есть своего рода маленькое сражение с чиновниками ради восстановления справедливости?

— Именно так. Вот такая статистика — за минувший год к нам поступило более трех тысяч обращений, письменных и устных. Традиционно более половины из них — от людей пенсионного возраста. Много беженцев, переселенцев, инвалидов, многодетных родителей, осужденных. Тематика жалоб тоже разнообразна. На первом месте — вопросы жилищные, далее — предоставление гражданства, пенсионные проблемы, социальное обеспечение, землепользование, несогласие с судебными решениями и другие.

Кстати сказать, практически вдвое сократилось количество жалоб на неисполнение постановлений суда. При этом по отдельным позициям отмечается рост числа жалоб населения на действия правоохранительных органов. Не меньше и тех, что касаются нашего медицинского обслуживания, а также соблюдения прав осужденных.

— Неужели люди стесняются ссориться с местной властью? А ведь их бездействие, равнодушие, душевная черствость и множат людские обиды и неверие в справедливость.

— Объем обращений с претензиями в адрес органов власти достаточно обширный. Есть сигналы и в отношении правоохранительных органов, и наших военных ведомств, и службы УФСИН.

— А если посмотреть на географию обращений. Ведь там, где люди всем довольны, им нет нужды ехать к вам в Калугу, общаться с вашими юристами. Все их тяжбы разрешаются на местах.

— По-прежнему наибольшее число визитов (50%) наносят  нам калужане. При этом аналитически более правильным представляется подсчет активности заявителей в зависимости от численности населения в муниципалитетах. Если смотреть из расчета на 1000 жителей, то картина несколько меняется. Так, на тысячу жителей области в среднем пришлось 1,7 жалобы. Выше этого значения — показатели Спас-Деменского, Перемышльского, Бабынинского районов. А вот менее всего поступило из Хвастовичского, Жиздринского, Тарусского, Козельского и Сухиничского районов.

Но следует учесть еще и то, что порой человек приходит к нам не по причине большой нужды, а потому, что просто не знает, в какие ему двери стучаться, как правильно составить заявление, какие обязанности у чиновника или сотрудника правоохранительных органов.

— Я неоднократно сталкивалась с теми лицами, которые обратились к вам за помощью. Чаще всего, и сложнее всего, решаемы жилищные вопросы?

— И здесь я бы особо выделил проблему переселения из аварийных домов. Масштабная задача, которая стоит перед Калужской областью, — расселить более восьми тысяч человек. Часто здесь люди сталкиваются с низким качеством предоставляемых квартир. Особенно нужно в отдельную категорию отнести ветеранов войны и инвалидов. Порой приходится обращаться в суд и действительно биться за справедливое решение.

Отдельно хотел бы сказать про социальное жилье. Ежегодно в бюджетах муниципальных образований эти средства закладываются. Но вот какие получаем ответы. Пример по Спас-Деменскому району: «На строительство жилья социального использования бюджетом средства на 2015 год не предусмотрены». Аналогичная картина в Жуковском, Боровском районах. Или Сухиничский район сообщает, что средства есть, но их недостаточно.

— В связи с наплывом в нашу область мигрантов, в том числе беженцев с Украины, ходоков к вам прибавилось?

— Здесь мы многие вопросы решаем совместно с МФЦ Калужской области и рядом профильных министерств. К примеру, в Спас-Деменский район по вопросу жилья, работы, обучения детей обратились около ста граждан Украины. Им смогли помочь: были решены и жилищный вопрос, и проблема с работой. Хорошо все сложилось и в Дзержинском районе — семьям с детьми было предоставлено жилье для временного проживания, дети были устроены в школы и детские сады.

 Особенно яростно приходится биться за права инвалидов. Большое число обращений связано с плохим обеспечением их средствами реабилитации. Так, один человек был поставлен на учет в фонде социального страхования для изготовления ортопедической обуви. Но так ее и не получил. Это был как раз тот случай, когда мы обратились в суд. По другому делу нам пожаловался житель Малоярославца, участник боевых действий, который теперь нетрудоспособен, здоровье ухудшилось. Пенсия еще только в стадии оформления. По нашему ходатайству ему была выделена финансовая помощь из областного бюджета.

— Пенсионных вопросов тоже, конечно, немало. 

— Помню ситуацию с жительницей Жуковского района, которой было отказано в получении пенсии. Она не понимает, почему территориальный отдел ПФР ей отказал в связи с отсутствием свидетельства обязательного медицинского страхования. А его ей не выдали по причине отсутствия регистрации по месту жительства. Здесь нашим сотрудникам пришлось хорошо потрудиться, чтобы распутать этот клубок противоречий.

— Невозможно себе представить, как бы существовало наше общество без помощи вашего института. Ваша поддержка, бесплатная юридическая и моральная помощь возвращают людям надежду на справедливость. А кого-то даже спасают из тупиковой ситуации.