Леонид Куравлев. Тот самый Афоня

Народного артиста России Леонида Куравлева по праву можно назвать всеобщим любимцем. Но ведь зритель чаще всего любит экранного персонажа только за его актерский талант, абсолютно не принимая во внимание человеческие качества лицедея. Однако, убрав из его биографии все блестяще сыгранные им роли, просто необходимо к этому добавить — он еще уникален как надежный семьянин, влюбленный в свою единственную жену более полувека.

Практически все киногерои Куравлева улыбались нам с экрана, хотя детство его было совсем невеселым. Он рано потерял отца, а мать по ложному обвинению была выслана из Москвы в далекий северный поселок, и жизнь там была не сладкой. По возвращении домой мальчик пошел в школу, но особого рвения к учебе не проявлял. Люто ненавидел математику и все связанные с ней предметы. Потому, наверное, сестра полушутя посоветовала брату поступать во ВГИК, где точные науки вовсе не нужны.

Но и в киновуз Леонид прошел только со второго захода. Зато его студенческая работа в фильме «Мичман Панин» сразу была замечена. Ему крупно повезло — с ним подружился Василий Шукшин. С ним он снялся в картине «Когда деревья были большими», где главную роль сыграл знаменитый Юрий Никулин. Затем последовали еще две картины Шукшина: «Ваш сын и брат» и «Живет такой парень» — первая его самая солнечная и жизнерадостная картина. Пашка Колокольников, милый, добрый, готовый броситься на помощь всем и каждому, в исполнении Куравлева стал любимцем всей страны.

Но эта роль досталась ему нелегко — он с трудом был утвержден худсоветом. Шукшин же был категоричен и настоял на своем. А еще попросил Куравлева научиться заикаться, что он и сделал блестяще. Многим тогда казалось, что актер и впрямь заика. В своих «Печках-лавочках» Шукшин специально для него написал роль Ивана. Но дальше кинобиография актера была связана с другими режиссерами.

Наиболее плодотворными были для него семидесятые годы. Он становится мегазвездой, сыграв главную роль в картине «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и Айсмана в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Но, конечно же, эти его работы как бы затерялись после его шквального успеха у Леонида Гайдая в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Жоржа Милославского теперь многократно пытаются повторить в различных телешоу, но вряд ли возможно станцевать под «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…» так, как это делал Куравлев.

Поначалу на эту роль пробовался Андрей Миронов, Куравлева брать опасались из вероятности, что он затеряется в сонме таких кинозвезд, как Ю. Яковлев, М. Пуговкин, Н. Крачковская, С. Крамаров. Но этого не случилось. Никто из мэтров не смог переиграть обаятельного жулика Милославского, как ни один актер не смог сравняться с куравлевским Шурой Балагановым в «Золотом теленке». С Гайдаем ему посчастливилось сыграть еще раз — в самой лучшей, третьей, части картины «Не может быть!».

Настоящим триумфом для актера стала роль совершенно нетипичного героя в фильме Г. Данелии «Афоня». Сантехник-взяточник, дебошир, любитель пропустить рюмочку, каждый раз его пропесочивают на профсоюзных собраниях, грозя уволить. Он скучает и не знает, как жить. А полюбив хорошую девушку, валяет ваньку и дурит ей голову точно так же, как и наивным жильцам, которым ловко меняет новую сантехнику на старье. Почему же он становится таким любимым всеми? И в чем секрет ошеломляющей популярности фильма, собравшего более 60 миллионов зрителей?

Во все годы, какие бы застои не случались в кино, Куравлев у режиссеров нарасхват. Хотя по своему качеству картины в те годы были весьма низкосортными. И все же на фоне сплошного безвкусия вышли с его участием довольно приличные ленты: «Ищите женщину», где он в паре с Софико Чиаурели, «Самая обаятельная и привлекательная» с Ириной Муравьевой, «Приключения Шерлока Холмса» со знаменитым дуэтом Ливанов — Соломин.

А сейчас самое время удовлетворить любопытство киноманов и дать ответ на вопрос о сердечных романах Куравлева. Так вот — роман был по жизни один-единственный, и начался он еще в школьные годы, когда шестнадцатилетний мальчишка влюбился на катке в красавицу-семиклассницу Нину. Погнался за ней по ледяному кругу и… больше никуда не отпустил.

Более полувека прожили эти два человека душа в душу. Нина, школьная преподавательница английского, никогда не чувствовала себя Золушкой рядом со знаменитым актером. По словам друзей, они просто растворились друг в друге. Дочь Катя поначалу решила пойти по стопам отца, закончила театральный, но потом переучилась на психотерапевта. А сын, названный Василием в честь Шукшина, занялся бизнесом. Растут трое внуков: Степан, Федор и Григорий. Просто образцовая семья. Почему же всегда, где все ладно и сердечно, происходит разлом?

Сегодня никто из близких друзей семьи не может понять, как это Нина, главный семейный стержень, никогда не жаловавшаяся на хвори, внезапно покинула этот мир? Был инфаркт, а она его переносила на ногах. В больницу приехала тогда, когда медицина уже была бессильна. С ее уходом исчез из поля зрения киноманов и Леонид Куравлев. Соседи говорят, что его, такого лучистого, смешливого, теперь не узнать — он осунулся, глаза ввалились. Конечно, рядом дети, внуки. Но нет его Нины, и жизнь пошла под откос.

Он не любитель телеэфиров, и никто его не заманит на интервью. Но рядом с людьми простыми он становится прежним, готов им даже приоткрыть уголки своей души. Спасая его от хандры, один из его друзей повез его в мордовское село. Люди сбежались взглянуть на знаменитость, стол накрыли, угощали. И были поражены — как это такой человек с ними говорит на равных?! Наверное, такие же простые люди уговорили местную власть Ярославля установить в городе скульптуру Афони — символа человеческой доброты.