«Нормандия-Неман». Братья по оружию


Калужские страницы легенды

Так уже сложилось, что Калужская земля хранит немало удивительных историй. Что уж говорить о «злом городе» Козельске и его окрестностях. Здешняя благословенная земля полна легендами, начиная со времен Батыя. С ней же связана одна из самых ярких страниц в современной российской истории — боевая биография французской эскадрильи «Нормандия-Неман». 

На войне, как на войне

Боевой путь полка "Нормандия-Неман"

Боевой путь полка «Нормандия-Неман»

…В преддверии самого гордого и пронзительного праздника России, 9 Мая, хочу позвать вас на небольшой аэродром Хатёнки, расположившийся в 230 километрах от МКАД.Случайный гость часто видит в козельском небе «железных птиц» — с 2012 года на восстановленном аэродроме учатся летать воспитанники аэроклуба «Нормандия-Неман». Наследники славы франко-русского содружества выполняют мирные задачи. Но о боевом пути своих предшественников не забывают. 

И как такое забудешь? После того как в 1942 году по инициативе Шарля де Голля была создана эскадрилья «Нормандия», первые же ее пилоты, прибыв на советскую землю, столкнулись с трудностями. И дело было не только в непривычной для южан погоде. Молодые летчики не могли ориентироваться на незнакомой местности, не привыкли в небе следить и заботиться друг о друге, их воспитывали как пилотов-одиночек. Все это ставило под угрозу идею французской помощи советским войскам. 

Решение было простым и мудрым: передать эскадрилью «под крыло» 18-й гвардейского истребительного полка. Так «Нормандия» стала 4-й эскадрильей и с апреля по июнь 1943 года входила в состав полка. Позже, после того, как на базе «Нормандии» (приставку «Неманский», а на французский манер «Неман») полк получил летом 1944 года, после форсирования реки Неман и освобождения Литвы) сформировали 1-й отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия» сражающейся Франции, «норманцы» и «гвардейцы» вместе вошли в состав 303-й истребительной авиадивизии.

Проверка веником

Русские летчики и командиры учили французов всему, что умели сами. В козельских Хатенках, где базировался полк, поселили и молодых галлов. Они жили в деревнях по соседству, ведь дружба между авиаторами и местным населением была крепкой: именно жители Хатенок, Вязовой, Потросова и Бильдина помогали строить аэродром. И построили на славу, что могут подтвердить их преемники 73 года спустя. 

Обучение происходило не всегда через переводчиков. Так, генерал-майор Георгий Захаров, чтобы объяснить французам, зачем в небе нужно прикрывать друг друга, взял в руки веник. И, по примеру из старой басни, начал отламывать прутики и ломать их. Затем попросил одного из французов переломить веник целиком. Разумеется, ничего не получилось. Французы заулыбались: пример был наглядным. 

Июль 1943 года, аэродром Хатёнки. Выдача партбилетов французским коммунистам.

Июль 1943 года, аэродром Хатёнки. Выдача партбилетов французским коммунистам.

Под стать героям были и их машины. В то время Як-1Б, Як-9 и Як-3 были самолетами, превосходившими немецкие: у пилотов «мессершмиттов» был приказ не ввязываться в одиночный бой с Як-3, так как по маневренности ему не было равных. В честном бою он не давал немцам ни одного шанса на победу. Именно их и выбрали французы, когда встал вопрос о самолетах «Нормандии», отказав английским «харрикейнам» и американским «эйркобрам». Кстати, после войны Яки уехали во Францию — это был подарок от Советского правительства. 

В режим полевого аэродрома постоянно вносила свои поправки жизнь. Местные жители и русские сослуживцы могли бы многое рассказать о своих иноземных друзьях. К примеру, как те терпеть не могут гречневую кашу, зато за обе щеки могут лопать одуванчики. Что могут не отцепиться от самолета во время взлета и пролететь, держась за хвост, до ближайшего болота, и свалиться в него, не получив ни одной царапины. 

Таких историй, как грустных так и добрых, много. Порой и вдохновляющих, как история французского пилота Мориса де Сейна и советского механика Владимира Белозуба. Их самолет в 1944 году подбили немцы. Сейну приказали прыгать, но он знал, что у Белозуба нет парашюта. Летчик мог покинуть самолет, но позволить себе бросить своего друга и механика — не мог. До последнего они старались выровнять машину и погибли вместе. 

Кстати, русские механики заменили французских из-за того, что могли работать в холода, без варежек в мороз прикручивая очередной винтик. 

То, что советские братья по оружию научили «норманцев» многому, стало ясно в октябре 1944 года, когда группа из восьми самолетов Як-3 под командованием Марселя Альбера выступила против тридцати немецких «юнкерсов», прикрываемых 12 истребителями. Лично Альбером в этом сражении было сбито два самолета противника, его сослуживцами — еще пять. Самое главное: французские летчики потерь не понесли.

История под ногами 

Французские летчики 3-й эскадрильи у Як-3.

Французские летчики 3-й эскадрильи у Як-3.

Сейчас в Хатенках в память о лете 1943 года создается музей авиаполка под открытым небом. От своих многочисленных собратьев он отличается одним: здесь по сей день сохранились землянки, окопы и укрытия, защищавшие самолеты и летчиков от снарядов и бомб. Здесь, где история лежит буквально под ногами, можно изучать ее в «полевых» условиях, а не только по книгам.

Есть в деревне Хатенки и памятник советско-французскому боевому братству, в роще, где маскировались наши самолеты и находились землянки, в которых жил личный состав подразделений, в том числе и командир «Нормандии» Ж. Л. Тюлян. На памятнике — табличка с надписью: «Здесь родилась боевая дружба советских и французских летчиков в борьбе с фашистами». И именно здесь проходил праздник, посвящённый 75-летию 

18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова второй степени и Почетного Легиона авиационного полка

Летчикам эскадрильи установлен памятник и в Полотняном Заводе в Калужской области. Их много в России, этих памятных знаков о франко-российском боевом братстве: музеи, улицы, памятные доски и мемориалы. Но вернемся в Хатенки.

Девятого мая этого года в небо над городом боевой славы Козельском вновь поднимутся в боевом параде самолеты «Нормандии — Неман»: в праздновании Великой Победы примут участие пилоты аэроклуба имени знаменитой авиационной эскадрильи. Но и это еще не все. 

Напомню, что с 31 мая по 5 июня на аэродроме Хатенки в Козельском районе состоятся открытый чемпионат Калужской области по высшему пилотажу на поршневых самолетах и Кубок «Нормандии-Неман». Приезжайте и увидите это легендарное место своими глазами. 

Справка

Авиаполк «Нормандия-Неман» был единственной воинской частью другой страны, воевавшей на территории СССР в годы Великой Отечественной. 

Основной результат действий истребительного полка «Нормандия Неман» — свыше 5 000 вылетов, около 900 воздушных боев, 273 зафиксированные победы (не считая восьмидесяти подбитых самолетов) с марта 1943-го по апрель 1945-го. 

Хатенки, 1943 год. В центре - командир эскадрильи

Хатенки, 1943 год. В центре — командир эскадрильи «Шербур» полка «Нормандия-Неман» Марсель Лефевр.

Из 96 пилотов погибло 42 (из них 35 — в воздушных боях). Из 15 человек первой команды в живых осталось лишь трое: Ролан де ля Пуап, Марсель Альбер и Жозеф Риссо. 

83 летчика полка «Нормандия-Неман» были награждены советским руководством, а сам полк удостоился орденов Красного Знамени и Александра Невского. 

Четырем французам присвоили звание Героя Советского Союза. Его получили: лейтенант Марсель Альбер, лейтенант Ролан де ля Пуап, командир третьей эскадрильи Марсель Лефевр (посмертно) и лейтенант Жак Андре. Правительство Франции наградило «Нормандию-Неман» Военным крестом, орденом Почётного легиона, Военной медалью и орденом Освобождения.

Памятник "Нормандии-Неман" на калужской земле

Памятник «Нормандии-Неман» на калужской земле.
 
Памятник Владимиру Белозубу и Морису де Сейну.
 
Памятник Владимиру Белозубу и Морису де Сейну.