Владислав Дворжецкий. Очарованный немотой

Жестокий белогвардейский генерал Хлудов («Бег»), политический ссыльный Ильин («Земля Санникова»), пилот Бартон («Солярис») и еще масса ролей в фильмах «Возвращение святого Луки», «Капитан Немо», «За облаками небо», «Возврата нет», «Легенда о Тиле», «Юлия Вревская». Всё это далеко не полный перечень работ Владислава Дворжецкого. Актера особенного, мало похожего на других.

У него и образование было не такое, как у всех. Всего лишь театральная студия при Омском ТЮЗе. Возможно, необычайный талант был с самого начала заложен родителями Владислава: отец — драматический актер, мать — балерина. Кроме всего прочего, судьбой была начертана магия бесконечного везения. И потому все в его жизни складывалось как будто по мановению доброго ангела-хранителя.

Поначалу он выбрал профессию медика. Даже в армии два года отработал полковым фельдшером. Но именно мать подтолкнула его к сцене. Хотя в родном Омске перспективы стать известным были невелики. Путь из Сибири в столицу тоже был чистой случайностью. Режиссерам А. Алову и В. Наумову, задумавшим съемки «Бега» по роману М. Булгакова, попалась на глаза фотография неизвестного актера. Мнение было единодушным: таким и должен быть Хлудов! Не смутило постановщиков даже то, что пятидесятилетнего белого генерала будет играть тридцатилетний «неоперившийся» юнец, рядом с которым на съемочной площадке были такие гиганты, как Алексей Баталов и Михаил Ульянов.

Дворжецкий целиком и полностью отдал себя в руки режиссеров, которые лепили из него человека, впадающего на каком-то отрезке жизни в оцепенение, и вдруг становящегося абсолютно одиноким, как бы смотрящим внутрь себя. Актер не стал играть жестокосердного генерала — он стал им жить. Он мог долго молчать и не видеть никого вокруг. Мира для него не существовало. Не так уж много у нас актеров, умеющих талантливо молчать. Таким великим немым и был Дворжецкий. На него нужно было смотреть близко, в упор, лицо в лицо. Все было написано на губах, в глазах, в малейшем движении бровей, подбородка. Его Хлудов — человек, существующий на грани жизни и смерти. Говорят, что он играл его даже без грима, а шинель на его роскошной фигуре сидела безукоризненно.

Доказательством тому, что в российском кинематографе появился особенный мастер, стало приглашение молодого омского актера в фильм «Солярис» на роль пилота Бартона. Тарковский кое-кого в свою команду не звал. И сыграть у него уже означало попасть в первый эшелон кинозвезд. 

Ситуация у Владислава была непростой — намечались съемки картины, где ему предстояло сыграть вместе с отцом — давняя семейная мечта. Владислав выбирает «Солярис», тем самым смертельно обидев отца.

После выхода картины в прокат для Дворжецкого были распахнуты все съемочные площадки, в том числе и зарубежные. Знак высокого признания — его портреты появляются на обложке журнала «Советский экран». 

Следующая картина — «Земля Санникова» — стала еще одним бурным его успехом. Правда, работа шла тяжело — атмосферу на съемочной площадке нельзя было назвать творческой из-за бесконечных споров и скандалов. Владиславу не нравилась манера режиссеров, его поддерживал и Олег Даль, чей характер был тоже не больно покладистым. Кое-как картину отсняли…

Настало время, и омская глава жизни была закрыта — наступила столичная. Первое время вновь взошедшая на киноолимп звезда жила, еле сводя концы с концами: ни квартиры, ни денег. Даже солидный гонорар за фильм «Бег» пришлось потратить на алименты детям. 

А их у актера уже было трое: от первой жены — сын Александр, от второй — дочь Лидия, от третьей — сын Дмитрий. Ему суждено было еще раз пойти под венец, женившись по большой любви в четвертый раз, правда, детей от брака с Натальей Литвиненко у него не было. Собственную квартиру Владислав купил именно тогда и сразу вызвал из Омска мать и старшего сына. 

Прекрасные отношения были у Владислава и со сводным братом Евгением, тоже известным киноактером. Нежно любил он даже свою мачеху. 

Вроде бы можно было жить спокойно и счастливо. Но неожиданно обнаружились нелады с сердцем. Первый звонок прозвучал в 1978 году, когда он был на съемках очередного фильма в Ялте. Инфаркт. С трудом выкарабкался, получив строгое предупреждение медиков — не перегружаться. Съемки же продолжались, как и бесконечные поездки с концертными бригадами по стране. (Тоже ради денег!) В тот же год — второй инфаркт! 

Но ни о какой реабилитации Дворжецкий не хотел слышать и продолжал свой безумный «бег», точно знал, что времени ему отведено немного. 

Одна из гастрольных поездок должна была быть затяжной. Неожиданно он вернулся раньше времени. Дома объяснил так: «Просто соскучился». Через два дня поезд снова увозил его. И прозвенел последний звонок. В гомельской больнице врачи пытались сделать невозможное — не получилось. 

Дворжецкий, как и его брат, ушел из жизни в 39 лет. Совпало и то, что причиной была автокатастрофа. Только Евгений погиб под колесами автомобиля, а Владислава вытащили из-под автообломков живым. Но перенесенный стресс убил сердце. Похоже, что на этот раз его ангел просто устал его спасать. Надо ли ему было все время бежать и бежать? От женщин, от обстоятельств…

Интересны заметки о нем режиссера Владимира Наумова, который его нежно, по-отцовски любил: «Владик особенный. Он уникален, обладая магическим, даже мистическим, свойством притягивать внимание к себе. Он обладал даром внутренней тишины и был зачарован своей немотой». Это был очень сильный человек с марсианской внешностью, а как актер умел жить жизнью своих героев, принимая на себя их ошибки, их преступления».

«Я не оправдывал палача Хлудова, — писал в своих дневниках Дворжецкий. — Есть сила, ум, энергия, но происходит крушение человека, он становится палачом и за это платит». Вот и он заплатил за свое везение столь быстрым концом, открывшим ему дорогу в бессмертие.