Михаил Пуговкин. Герой экрана второго плана

«Надо подумать», — неизменно отвечал актер Михаил Пуговкин на предложения самых именитых режиссеров. Это было тем более странно — ведь за его плечами было всего три класса сельской школы!

Деревенский парень Минька стал мечтать о сцене со времени первого привезенного в деревню фильма. Друзья по этому поводу над ним подшучивали. Но когда семья переехала в Москву, проработав какое-то время на заводе и походив в клубный драмкружок, всеми правдами и неправдами пробился в драматический театр на Сретенке. Скромнягой он никогда не был, если Пуговкин чего-то всерьез хотел — он это и получал.

В театр как-то заглянул режиссер Г. Рошаль. Ему нужен был типаж купца для картины «Дело Артамоновых». Собрал труппу и спрашивает: «Кто сможет станцевать на свадьбе?» Михаил не умел, но первый крикнул: «Я!» И такие коленца выкидывал в кадре, что именитые актеры удивлялись: каков мастер! Вы, конечно, сразу вспомнили «Свадьбу в Малиновке», где он отплясывал гопака. Но кому известно, что в перерывах между съемками он выливал кровь из сапога? Тому причиной было тяжелое ранение в ногу во время войны, когда началась гангрена и даже была угроза ампутации.

И все же в 43-м он сумел поступить в школу-студию МХАТ. Выдержал испытание и был принят, несмотря на отсутствие аттестата зрелости, на курс великого Ивана Москвина. Позже Пуговкин стал его любимым учеником. Однако малограмотность вскоре аукнулась: не сдав в сессию марксизм, историю и французский, его отчислили. Но двери театров для него не закрылись. Он играл в разных городах страны, ни на секунду не теряя своей мечты прославиться в кино.

Популярность принесла ему картина «Солдат Иван Бровкин». Следом были «Иван Бровкин на целине», «Дело «Пестрых», «Девушка с гитарой», работа в знаменитом Ленкоме, но главным его режиссером стал все же Леонид Гайдай, который был немыслимо строг в подборе актеров. И только согласия одного Пуговкина он мог дожидаться месяцами. Кого только он у него не переиграл: бюрократов, подхалимов, взяточников и прочих приспособленцев. Чаще всего это были герои второго плана, но этот второй запоминался лучше первого.

Где он был ярче всех? Прораб в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика», комендант общежития в «Девчатах», вороватый Горбушкин в «Не может быть!», кинорежиссер Якин в «Иван Васильевич меняет профессию» или отец Федор в «Двенадцати стульях»? Кстати, именно в этом фильме Пуговкин довел Гайдая до исступления. Нужно было начинать съемки, а капризный Михаил всё тянул с ответом. И причина была, оказывается, в том, что он ждал согласия матери, которая была женщиной религиозной, а отец Федор, как известно, особой святостью не отличался.

Так где же он был самым-самым? Да везде, и фильмы, выходящие в прокат с его участием, неизменно делали их сверхпопулярными. Никак нельзя забыть и многочисленных королей, которых в киносказках Александра Роу нам представил Пуговкин. 

Вроде бы на лицо он был неказист, но женщины, очевидно, так не думали. Впервые он пошел в загс со своей однокурсницей Надеждой Надеждиной. Родилась дочь, все было поначалу хорошо. Но красавица-жена не желала оставлять сцену в своем родном Омске, а Михаил видел себя только в столице. Так, после двенадцати лет брака и разошлись. Второй брак был неожиданным и бурным. С известной исполнительницей народных песен Александрой Лукьянченко он познакомился в поезде. Это была любовь с первого взгляда. Она не только бросила без раздумий мужа, но и на своей певческой карьере поставила точку. Ради Миши.

Она стала для него не просто женой, но и помощником, и воспитателем. Водке было сказано категорическое «нет!», пища стала только диетическая, одежда — импортная, модная. Пуговкин потом часто повторял, что жизнь его поделилась на две части: до пятидесяти, и после. Вначале он из кожи вон лез, чтобы понравиться зрителю, теперь он наслаждался успехом. Предложения от режиссеров следовали одно за другим.

Внезапная смерть жены — и Пуговкин себя потерял. К тому же в начале 90-х начался застой в кино. Перестали звонить, стали забывать не только режиссеры, но и друзья. Он принимает решение поставить точку на кинематографе. Уезжает к морю, в любимую Ялту, и пытается начать новую жизнь пенсионера. Больше всего ему не хотелось, чтобы зрители видели его стариком. Не получилось. Отдыхающие буквально не давали проходу. Даже особняк, где снимал комнату актер, теперь звался не Воронцовским дворцом, а домом Пуговкина. 

Среди его поклонников оказалась и администратор «Союзконцерта» Ирина Лаврова. И семидесятипятилетний актер влюбился как мальчишка. Ее бурная энергия вернула его к жизни. Она приходила к нему каждый день, вначале покормить, убрать в комнате, а потом стала организовывать ему встречи со зрителями. Жизнь снова возвращалась. Утро теперь начиналось с вкусного завтрака, далее следовал шикарный обед.

Разве не чудо заиметь такую жену, которая и кулинар, и биограф, и личный водитель, и секретарь? Не было даже минуты для грусти! В один из дней позвонил давний друг Саша Абдулов, который задумал снять новую версию «Бременских музыкантов». Ну конечно же, никого, кроме Пуговкина, он не хотел видеть в роли короля! 

Но только в кино бывают хорошие концы. В этом случае хэппи-энд не получился. Болезнь поставила точку в запоздалом счастье актера. Усугубил болезнь и конфликт с родственниками. Дочь от первого брака Елена так и не простила отца за уход из семьи. Не пришла она его проводить и в последний путь. А Ирина выполнила до конца волю мужа, собрав все короны венценосных персонажей вместе с фуражкой Яшки-артиллериста и трубкой капитана Врунгеля и поместив все это в музей, который создала в память знаменитого короля комедии, героя второго плана.