Рассказывая о судьбах ушедших из жизни любимых киноартистов, мы неизменно называли фильмы, в которых они снимались. И многие из них, возможно, людям неизвестны. Но если начать перечислять киноработы Андрея Миронова, то вряд ли какие-то из них будут в новинку. Все неизменно вызывали восторг зрителей и бурный прокат.
Мальчик-чистюля родился в Москве, в обеспеченной семье известных эстрадных артистов М. Мироновой и А. Менакера. Кстати, в первый класс он был зачислен с фамилией отца, но в связи с нашумевшим «Делом врачей» метрика была переписана, и в третий класс он уже пошел, как Андрей Миронов. Учился не больно блестяще, к точным наукам был абсолютно равнодушен. И особых пристрастий у него тоже не наблюдалось. Разве что организованная со сводным братом Константином Ласкари джаз-банда, где Костя играл на рояле, а Андрей — на различной кухонной утвари.
Увлечение театром началось после его прихода в театральную студию Центрального детского театра. Без особого труда поступил в театральное училище имени Щукина. Но здесь, в отличие от школы, учился так старательно, что, даже получив четверку, тут же бежал пересдавать предмет. Однокурсники помнят юного Миронова неизменно аккуратно и модно одетым, надушенным отличным одеколоном и домой возвращавшимся на такси.
А вот первый дебют в кино не состоялся. Знаменитый киносказочник А. Птушко в свою картину «Садко» пригласил юношу на роль нищего. Брезгливый Андрей не захотел на голое тело надевать лохмотья. И когда режиссер сквозь рвань рубахи увидел модную тенниску, поднял крик и выгнал Миронова.
Закончив училище с красным дипломом, он мечтал о работе в Вахтанговском театре. Не взяли. Пригласили в Театр сатиры, где и блистал четверть века. Первой удачей молодого актера можно считать главную роль в картине Ю. Райзмана «А если это любовь?», хотя критика, несмотря на солидный прокат фильма, назвала ее безнравственной. Но кому из зрителей интересна точка зрения киноаналитиков! Не потому ли и довольно средняя комедия «Три плюс два» собирала полные залы, а Андрей Миронов сразу был зачислен в разряд покорителей женских сердец. Поговаривали даже одно время, что у него и за пределами сценической площадки был роман с красавицей Натальей Фатеевой. Слухи слухами, но в действительности они были только друзьями, и именно у нее на дне рождения он встретил свою будущую жену — Ларису Голубкину.
Семидесятые годы были для артиста самыми урожайными с точки зрения шумных премьер в театре, блестящих киноролей, зарубежных гастролей и наград на многочисленных фестивалях. Фильм «Берегись автомобиля», собравший множество призов, стал как бы трамплином к бурному успеху «Бриллиантовой руки», собравшей более семидесяти миллионов зрителей. Там Миронов-Козодоев впервые запел и, возможно, именно этим обессмертил свое имя. «Остров невезения» звучал на всех площадках страны, а к Миронову за автографами выстраивались толпы поклонниц. Очень метко сказал о нем Михаил Державин: «Все, что ходит, ползает, летает, Миронов не пропускает».
Но о его романах — позже. А пока стоит сказать о том, что сам артист никак не хотел мириться с амплуа комедийно-музыкального артиста. Ему хотелось играть роли другого плана, но в режиссерской среде, наперебой приглашавшей его в свои картины, видели в нем исключительно авантюрную гротесковую жилку. Вспомните «Достояние республики». Как он был там эффектен и красив! «Бжик, бжик, бжик… Кто на новенького?». Здесь он вполне оправдал в финале те симпатии, которые Маркиз так легко и картинно завоевывал с момента его первого появления в кадре. Еще немыслимый взлет — роль мерзкого министра-администратора в «Обыкновенном чуде». И здесь неподражаемый мироновский вокал: «А бабочка крылышками бяк, бяк, бяк, бяк…». Снова запели все.
Ну так кто на новенького? Миронов ждал приглашения от А. Тарковского. Не позвал. Ждал звонка от Н. Михалкова — не позвал и он. Оба считали его «не своим» актером. Был он расстроен и по поводу отказа Э. Рязанова взять его на роль Жени Лукашина в «Иронию судьбы» — режиссер видел его только в роли Ипполита. Но ведь был фильм «Тени», была «Соломенная шляпка», где впервые Миронов сделал Фединара грустным. Да и в «Невероятных приключениях итальянцев в России» он — серьезный сотрудник угрозыска.
Конечно, вы ждете, что я непременно отмечу его работу в «Двенадцати стульях». На мой взгляд, он совсем не был в ней циничным, ловким Бендером. Маска трагизма и разочарования очень талантливого человека лежала на нем на протяжении всего фильма. Считается, что эта роль стала для него переломной. Веселого и дерзкого Миронова зритель уже не увидит никогда, лишь его отблески будут вспыхивать то в одной, то в другой роли.
Что же стало происходить с кумиром эпохи? В славе он купался. Обласкан актерским миром и женщинами. Хотя при всем их обожании Миронов совсем не был донжуаном. Им он был только на сцене. По словам друзей, в жизни был интеллигентен, хорошо воспитан, остроумен и достаточно скромен. Звездность и высокомерие не были ему присущи. Однако любил красиво ухаживать — с цветами и стихами, но чтобы пустить в ход весь этот арсенал, ему важно было знать, что у него есть шанс.
Первой его женой стала Екатерина Градова, сыгравшая радистку Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». И их новорожденная дочь Маша тоже дебютировала в этом фильме — это ее спасала от гестапо Кэт в водопроводном люке. Из семьи Миронов вскоре уходит к актрисе Театра Советской армии Ларисе Голубкиной, руки которой добивался целых десять лет. От первого брака у нее была дочь, тоже Маша. Обе девочки стали впоследствии актрисами.
Поначалу многим было непонятно, почему Миронов все реже стал появляться в кино. «Мой друг Иван Лапшин» и «Человек с бульвара Капуцинов». Всё. Он порывает с кинематографом. Причина — болезнь. Сложнейшая операция, страшный диагноз. Но, превозмогая боль, он выходит на сцену. На гастролях в Риге в финале спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» он успел произнести по роли последние слова, и на этом стал отступать в глубь сцены, схватившись рукой за декорацию. Ширвиндт только успел подхватить его на руки и крикнуть: «Занавес!». Через два дня его не стало. Ему было всего сорок шесть лет…
Комментарии
Больше по теме
«А кто ещё туда поедет?» Зачем гуманитарщики везут груз на передовую
Гавайская вечеринка на уроке истории
Англичанка из Барятина