Якорь Родины

Кулисы раздвигаются каждую осень, как дали за деревьями с опадающими листьями. Калужская драма подготовила премьеру «Поминальной молитвы».

Пресса увидела спектакль 18 сентября, широкая публика — 20-го. Бесстрашный постановщик Анатолий Бейрак решился вывести на сцену то, что «все» видели на экране. Знаменитая блистательная постановка театра Ленком по пьесе Григория Горина 1989 года была записана для телевидения в 1993 году. Тогда мы плакали и смеялись над персонажами, которых воплотили еще живые Евгений Леонов и Александр Абдулов. 

Наша постановка тоже вызвала взрывы смеха в зале, а многих заставила вынуть носовые платки. Заслуженный артист России Сергей Лунин — Дед Мороз и эксцентричный исполнитель песенок Вертинского, — показал поистине трагическую фигуру. Действительно, отец семейства, Тевье, родил пять дочерей, создал целый мир, а как удержать его на стареющих плечах? Супруга молочника Голда (заслуженная артистка России Надежда Ефременко) столь мужественно и грациозно умирала, что принимала комплименты даже на смертном одре.

На самом деле выделить кого-то в актерском ансамбле трудно, Григорий Горин выписал роли так, что каждая тянет на бенефис. Калужский Дон Кихот, заслуженный артист России Михаил Кузнецов в роль Степана — плотника опять внес блеск эксцентрики выпускника не только театрального вуза, но и циркового училища. 

Наш Чичиков, Игорь Постнов, сыграв человека без определенных занятий Менахема — Мендела, показал гибкость персонажа, добывающего хлеб насущный из воздуха.

Подлунный, зыбкий и печальный мир украинского местечка кроме обычных горестей — нищеты, болезней, смертей, посетили в 1905 году гонения на евреев. Нет, они, конечно, не были столь радикальны, как, например, в Испании или в Италии XV века. О них можно в цифрах и фактах доподлинно узнать в капитальной монографии нобелевского лауреата Александра Солженицына «200 лет вместе». 

Автор произведений, послуживших основой для пьесы, классик еврейской литературы Шолом-Алейхем, видит эту жизнь не в исторической перспективе, а близко, как хлеб, как слезы матери. Поэтому сюжетные повороты понятны и животрепещущи для каждого зрителя. Попытка радоваться и праздновать, просто выжить, несмотря на вечную «чуму» в социуме, — насущная задача. 

Под сопровождение оркестра драмтеатра заслуженный артист России Сергей Корнюшин, артисты Ирина Якубенко, Леонид Клец, Людмила Фесенко, Георгий Саркисов достоверно проводили и свадьбы, и тризну. 

После усыпанной цветами премьеры мы побеседовали с режиссером спектакля Анатолием БЕЙРАКОМ.

— Как всякое большое произведение мировой литературы, «Тевье — молочник» для каждого близок посвоему. В чем его актуальность для вас?

— Сергей Лунин предложил постановку, он очень хотел играть Тевье. Повествование имеет национальный колорит и историческое основание, но для нас — это история о выборе, о понимании человеком своего места в жизни. Мы рождаемся в определенное время, в определенном месте, в семье, они даются нам судьбой. Эти обстоятельства человек не должен предавать, какие бы тяжелые они ни были. В судьбе бывают периоды горестей, несчастий, но мы должны оставаться людьми, не бежать от них. 

Часто, когда человек бежит, переезжает в другую страну за лучшей жизнью в попытке создать рай на земле, это кончается плохо.

— Вы имеете в виду сюжетный поворот пьесы, когда, полюбив русского, приняла крещение дочь Тевье? 

— Да.

— Сейчас масса самых способных молодых людей стремится уехать за границу, и многие прекрасно устраиваются, самореализуются. 

— Об этом речь в пьесе — как бы тяжело тебе ни было — неси свой крест. Потому что при бегстве счастья все равно не будет. Поверьте мне, я знаю это по личному опыту. Я долго жил за границей не гостем. Как бы счастливо и комфортабельно там ни было в смысле социальных благ, но длинными зимними вечерами накатывает такая тоска, такое одиночество по себе, самому истинному… 

— Герои пьесы находятся в очень плотной среде, связаны с многочисленной родней, друзьями прочными связями. Поэтому при бегстве они теряют целый мир. Сегодняшнее общество атомизировано, индивиды укоренены только в интернете, а он и за границей тот же…

— Это не так, это социальные работник выдумали. Человек привязан к былинке во дворе, интернет — это наносное, игрушки, быстро надоедает. Возьмите ребенка в лес — он моментально забудет «стрелялки» и будет бегать за бабочками. Человек естественен.

— Мне кажется, основной вопрос пьесы — бедность. Хотя бы невозможность лечить умирающую жену Тевье…

— Это частности. О деньгах надо ставить «Банкрота», «Бешеные деньги»… Сейчас самое болезненное — не тема денег, а то, что мы проходим испытание. Испытание деньгами люди почти прошли — поняли, что ни счастья, ни здоровья на них не купишь… До этого проходили испытание иллюзиями, сейчас — неверно истолкованным патриотизмом. По-моему, грядет столкновение Азии и Европы, а мы — между ними.

— В чем же выход, в чем?

— Надо ждать и терпеть. 

«Как жить?». На этот вопрос давно ответил классик: «Летом — варить варенье, зимой — пить чай с этим вареньем». И желательно собрать их в вишневом саду у родного дома. Держитесь корней!