Увядшая калина

Недавно перечитывала рассказы Василия Шукшина. Точно скошенным сеном надышалась — так все просто, так естественно, от земли… Но сегодня хочется поговорить не о его литературном таланте, а о ролях в кино и режиссерском мастерстве.

Деревенский мужик. Он и родился в крестьянской семье, и жил по сельским законам. Трудно поверить, что Вася Шукшин закончил всего семь классов. И, только отслужив в армии, вернулся в родное село и экстерном(!) доучился до конца. Возможно, к этому его побудил неожиданно проснувшийся интерес к литературному творчеству — рассказы начал писать по ночам, в перерывах между матросской вахтой. Надо полагать, что школьный курс был освоен в полном объеме, так что его даже пригласили учить селян русскому языку и словесности. Хотя он признавался, что был учителем «неважнец». А вот чтобы он поехал в Москву (мечтал поступить во ВГИК), матери пришлось продать корову.

Наступил 1958 год: Василий Шукшин — студент режиссерского отделения мастерской М. Ромма. В это же время в журнале «Смена» опубликован его рассказ «Двое на телеге». Следом он получает предложения от редакций журналов «Молодая гвардия» и «Новый мир». Год оказался плодотворным — Марлен Хуциев приглашает студента на главную роль в свою картину «Два Федора».

Настоящая слава пришла к Шукшину после экранизации его рассказа «Живет такой парень». Он начинает пробовать себя в режиссуре. Его манера резко отличалась даже от маститых постановщиков, она была простодушна, казалось, что он смотрит в глаза своим героям. Достаточно вспомнить картины «У озера», «Печки-лавочки», «Калина красная». Но про нее разговор ниже.

Талант-самородок? Хотя большой школы учености у Шукшина за плечами не было. Кем он только не был: и в колхозе поработал, и слесарем на заводах, в том числе на нашем турбинном заводе. Пока не понял, что главное для него в жизни — это литературное творчество, и место его — рабочий стол, а инструмент — ручка и тетрадка за три копейки. Как жаль, что рядом со всем этим шла за ним пагубная страсть к спиртному. 

Однолюбом Василий Макарович не был. Первой женой стала сельская учительница Мария Шумская, с которой он умудрился поссориться уже в загсе. Причина пустячная — она отказалась ехать с ним в Москву из родного села. Официального развода с ней он не получил, а от штампа в паспорте освободился, только потеряв документ. Следом была Виктория Сафронова, дочь известного писателя. Он ее даже возил на родину, в Сростки, знакомить с матерью. Понравилась: работящая, хозяйственная. Родилась дочь Екатерина. Брак распался. 

А вот с молодой красавицей-актрисой Лидией Чащиной с киностудии Довженко связь была нешуточная. Познакомились на съемках «Живет такой парень», хотя по фильму любовь там у нее была с Пашкой Колокольниковым, которого играл Леонид Куравлев. Расписались, прожили вместе пять лет. По словам Лидии, эти годы были сплошным кошмаром. Она утверждает, что «ни одна уважающая себя женщина такое терпеть не должна». Убили любовь постоянные пьянки, а побои супруга были прекращены только после того, как она огрела его сковородкой по голове. Выходит — не любил? Но в понимании мужиков деревенских это означает как раз наоборот. Вот и Шукшин наутро просил прощения, ругал себя и говорил нежнейшие слова.

С Лидией Федосеевой все было не так. Ей, студентке-первокурснице, была предложена роль в картине «Какое оно, море?», но когда она узнала, что там будет сниматься Шукшин, наотрез отказалась, зная о его взрывном характере и не очень уважительном отношении к женщинам. 

Знакомство произошло в поезде. Обратила внимание, что глаза у него зеленые и хулиганские. Компания была веселая, и Лида запела свою любимую «Калину красную». Шукшин не сводил с нее глаз, а когда на одной из станций он принес ей букет полевых цветов, поняла, что влюбилась. Проговорили всю ночь. Шукшин умолчал, что женат. Только через много лет она узнает, что где-то на Алтае, в забытой деревне, живет Мария Шумская, пробывшая женой знаменитого писателя и режиссера всего один месяц.

И вот снова свадьба. Но и в этот раз в загсе Шукшин отличился, порвав заявление и хлопнув, уходя, дверью. Причина — отказ Лидии брать его фамилию. Потом помирились, и она дала слово, что через несколько лет фамилию сменит. О том, что она слово сдержала, муж уже не узнает.

Родились две девочки — Маша и Оля, которых отец снял в своем фильме «Печки-лавочки». Многие считают, что съемки его следующей ленты (опять же по его сценарию) — «Калины красной» проходили в родном селе Василия Макаровича, в Сростках. Но это не так — вся группа находилась в Вологодской области в Белозерском районе. Местные жители, многие из которых принимали участие в массовках, души в нем не чаяли, считая своим, деревенским. 

Главной героиней в его фильмах была его Лида. Кстати, с самого начала он поставил условие: «Я твой режиссер. Сниматься будешь только у меня!». Но вот в последней картине «Они сражались за Родину» ей очень не хотелось исполнять роль вдовы. Предчувствие ее не обмануло. В тот день, 2 октября 1974 года, на пароходе, в каюте, где проходили съемки, Георгий Бурков нашел Шукшина мертвым.

Она в это время была уже в Москве. В дверь позвонили. Девочки с криком «Папа приехал!» бросились в коридор. Но это пришли друзья и сообщили страшную весть. В тридцать шесть лет Федосеева стала вдовой. Его комнату она оставила без ремонта, как при нём, лежали все его вещи и даже недокуренная пачка сигарет. 

А фильмы, которые поставил по своим сценариям и в которых играл Василий Шукшин, по сей день на экране. И книги его читают, потому что так, как он писал русскую деревню, мало кто умеет. Его герои — простые труженики, порой чудаки со своеобразными характерами, острые на язык, иные не от мира сего. Вот и в «Калине красной», несмотря на всю разницу положения вора-рецидивиста Егора Прокудина и самого Шукшина, в герое очень много личного от Василия Макаровича — писателя, а еще больше — от режиссера и актера. Да он и не играл в кино — жил точно так, как живут все его земляки, простые деревенские мужики, которых алтайская земля взрастила.