Снежная королева не растает никогда

Редко кто из нас не любит мультики. Кому-то по душе «Дисней», кому-то — «Пиксар», кто-то любит «Смешариков» или Хаяо Миядзаки, Тима Бертона или экранизации манги. Я отношусь к тем, кто восхищается старой советской рисовкой. Никогда, ни в одной стране мира не было такого разнообразия анимационных стилей и жанров, как в канувшей в лету Стране Советов. Так что сегодня героями станут трое мультипликаторов: Федор Хитрук, Лев Атаманов и Иван Иванов-Вано.

Ох, с чего бы начать этот рассказ? С биографий подзабытых мастеров? С названий мультфильмов? Нет. Не хочу. Все эти даты, цифры и названия не помогут, когда речь идет о настоящем таинстве мастерства. Ведь советские мультики — это просто кладезь великих имен. Кстати, да — начну-ка я с «кухни».

Неповторимое множество

Мультипликация в переводе на русский означает что-то вроде «умножения». Множить картинки, вселять в них душу начали в России мно-о-ого лет назад…

Из книги Иванова-Вано «Рисованный фильм»: «Первый, весьма примитивный, мультипликационный финал был создан у нас в России в 1908 году неизвестным автором. Он показывал молодого человека, который курит, пуская дым в глаза девушке. При всей невзыскательности и примитивности сюжета фильм этот, благодаря технической новизне, имел огромный успех.

В том же 1908 году художник Старевич, который известен в истории кинематографии как пионер объемной мультипликации, показал в «синематографе» рисованную мультипликацию «Ночь под Рождество» — маленький отрывок из повести Н. В. Гоголя, где черт и Солоха вылетают на метле из трубы хаты, путешествуют по небу, крадут месяц и возвращаются домой».

Еще в 50-е годы прошлого века, чтобы герои рисованного одночастного фильма длиной 280 — 300 метров получили возможность жить на экране, надо было изготовить 16 000 — 18 000 (!) рисунков. Для работы над фильмом требовалась хорошо организованная студия.

Кадр из фильма «Кентервильское привидение», реж. сестры Брумберг.

«Чем меньше изготовлено рисунков и чем больше разница в движении между предыдущей фазой и последующей, тем резче и быстрее выглядит движение. Когда рисунки фаз движения будут последовательно, кадр за кадром, сфотографированы на кинопленку, то при проецировании рисованная собака зашагает на экране «как живая». Представили этот труд? Теперь оценить результат станет немного легче. Так что начнем…

Лев Атаманов

Он родился в Москве, в 21 год закончил Первую госкиношколу и мастерские, где его руководителем стал Лев Кулешов, был участником Великой Отечественной, успев до начала войны поработать на фабрике «Госвоенкино».

На «Союзмультфильм» он пришел сложившимся мастером в 1947 году. И здесь снял сказки — индийскую «Золотую антилопу», русскую «Аленький цветочек» и китайскую «Желтого аиста». Их до сих пор с удовольствием «крутят» на всех телеканалах России.

 

За работой прошло десять лет, и наступил 1957 год, навсегда вписавший имя Атаманова в историю мировой анимации. Год выхода «Снежной королевы».

Великий аниматор Хаяо Миядзаки однажды сказал: «Когда я посмотрел «Снежную королеву», я уже занимался анимацией. Я тогда подумал: как хорошо, что я выбрал эту профессию! Как хорошо, что у меня есть шанс создать нечто подобное. Дело было не в том, что я мог бы сделать такой фильм, а в том, что я оказался в нужное время в нужном месте. Наши работы в то время оставляли желать лучшего и вызывали чувство жалости, но я понял, к чему следует стремиться. Я осознал тогда, что выразительные возможности анимации гораздо шире и глубже тех, что представляются обычно. Это было похоже на знак свыше. Посыл, заключенный в этом фильме, был настоящим и важным. Я серьезно решил для себя заняться анимацией, отдаваясь этому делу до конца. Вот какой опыт я получил.

Советский Союз оставил после себя замечательные произведения искусства. Среди них были и анимационные. В XX веке, начиная с пятидесятых годов, когда была создана «Снежная королева», вплоть до Норштейна, российские художники сделали целый ряд прекраснейших работ, занявших свое место в истории мультипликации».

Атаманов смог собрать вокруг ленты уникальный коллектив. В озвучивании участвовала Мария Бабанова, народная артистка СССР — уникальная актриса, которая почти не снималась в кино, но озвучила огромное количество мультфильмов и радиоспектаклей. Фактически она «сыграла» Снежную королеву одним лишь голосом. Также в озвучивании участвовали Янина Жеймо (Герда), Сергей Мартинсон (Ворон) и многие другие. Их, как и художников фильма, привлекла личность Атаманова: «Он был тоже человеком удивительной доброты и высочайшей эрудиции».


«Снежная королева» стала легендой. Судите сами: призы на кинофестивалях в Лондоне, Токио, Марокко, Риме, Париже, Варшаве, Венеции и бог знает где еще. Его Герду с незамерзающим сердцем полюбили и приняли все, зима «холодной войны» и мощь «железного занавеса» не устояли.

В 2011 году в московской галерее на Солянке отметили 55-летие «Снежной королевы». И за огромный отрезок времени стало понятно, что эта работа — не просто первая полнометражная экранизация детской сказки Андерсена, это история о взрослых, о бесконечных поисках сердечного тепла, о природе красоты, о том, что способно растопить любые барьеры. О любви.

После этой удивительной работы Лев Атаманов снял «Котенка по имени Гав» и «Балерину на корабле», «Пони бегает по кругу» и «Пастушку и трубочиста».

В одном из интервью он сказал: «Цель искусства вообще и мультипликации в частности заключается, по-моему, в следующем: помогать ориентироваться в жизни. Помогать разбираться в море чувств, страстей, характеров, поступков, событий… Помогать отличать правду от лжи и полу-правду от полу-лжи… Помогать искреннему и доброму человеку бороться со злом или хотя бы противостоять самому плохому, что есть на земле: подлости, приспособленчеству, равнодушию, цинизму. Помогать всем и каждому становиться добрее и благороднее».

Над своим самым известным фильмом Атаманов работал не один, в качестве мультипликатора на ней потрудился еще один наш герой — Федор Хитрук. Впрочем, рассказ о нем мы начнем совсем с других слов.

Федор Хитрук   

«Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро! Тарам-папам, тарам-пампам, на то оно и утро!». Английский медвежонок Винни-Пух, озвученный Евгением Леоновым, прикипел к сердцу российских ребятишек на несколько десятков лет и надолго стал визитной карточкой режиссера.

Кто-то станет спорить, что наш «старенький» Винни уступает диснеевскому сериалу. Что ж, дело вкуса. Как по мне, то перед харизмой двух гигантов — Хитрука и Леонова — устоять невозможно.

А вот еще одна цитата: «Профессий много, но прекрасней всех кино». Помните полубезумных режиссера и сценариста, пробивающих выстраданную ленту через забор госприемок, или вреднючую девочку, никак не желавшую произнести «Ля-ля ля-ля ля-ля ля»? Все правильно, это тоже Хитрук, его культовый «Фильм! Фильм! Фильм!».

Детство одного из самых веселых советских мультипликаторов прошло в Германии, где он, кстати, и освоил азы рисунка. Когда семья перебралась в СССР, он, всегда желавший быть художником, окончил в 1936 году художественный техникум ОГИЗа, затем — Институт повышения квалификации художников-графиков. На «Союзмультфильм» он пробивался не один и не два года. Только на третий его, наконец-то, взяли, но вскоре началась война, и Федор ушел на фронт, где провел два года.

В 1964 году за милого «Топтыжку» он получил приз МКФ «Бронзовый лев Святого Марка». Если вы не помните этот мультфильм, то уж «Каникулы Бонифация» точно не забыли! Любимый лев настолько покорил сердца отечественного зрителя, что костюм льва пользовался бешеной популярностью на детских утренниках. А несколько лет назад в Чебоксарах в центре города можно было лицезреть скульптуру облаченного в матроску льва, стоящего на голове! От увиденного хотелось смеяться и плакать одновременно.

В списке многочисленных работ Хитрука — «История одного преступления», «Икар и мудрецы», «Лев и бык».

Он прожил почти век — 95 лет, и лишь два года назад ушел из жизни. Он стал «мостиком» от старой «рисованной» школы советской мультипликации к новой, в апреле 1993 года вместе с Юрием Норштейном, Александром Хржановским и Эдуардом Назаровым основав мультипликационную школу-студию «Шар».

Иван Иванов-Вано

Иван Петрович Иванов-Вано появился на свет вместе с веком. Москвич по рождению, он закончил ВХУТЕМАС в 1923 году, вскорости снял свой первый рисованный фильм, а в 1936 году перебрался на студию «Союзмультфильм» — главное пристанище всех советских мультталантов.

А теперь небольшой тест: кто из вас помнит эти ленты: «Сеча при Керженце», «Конек-Горбунок», «Левша», «Мойдодыр», «Гуси-лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Двенадцать месяцев»? Ставьте себе зачет, если вспомнили хотя бы три из них. Все эти сокровища — дело рук и таланта мастера.

Честно говоря, писать о мастерах уровня Иванова-Вано или Атаманова непросто. При кажущейся простоте их мультфильмы — нечто гораздо большее, чем сказка, рассказанная за 20 минут. Как описать тонко схваченную трагедию и иронию великого Лескова в ивановском «Левше»? Или мерзость генералов из экранизации Щедрина? Лучше один раз увидеть.

Одну из своих самых знаменитых работ, «Конька-Горбунка», Иванов-Вано снимал дважды. Первый раз — в 1947 году, второй — в 1975-м. Почему? «В кинопрокат, на киностудию идут письма с просьбой снова выпустить «Конька-Горбунка» на экран. Но негатив фильма плохо сохранился, и отпечатать новые копии оказалось невозможным. Когда писались эти строки, я закончил работу над новой версией». Вот что творили «просьбы трудящихся»: мастер заново нарисовал весь фильм!

Уникальный по красоте фильм «Сеча при Керженце» Иванов-Вано снял совместно с Юрием Норштейном. От кадров, каждый из которых напоминает шедевр лаковой миниатюры, глаз не оторвать.

Говорят, художники живут долго. Иванов-Вано не стал исключением. Он прожил 87 лет, сняв 41 ленту и воспитав немало талантливых учеников, среди которых, к примеру, Франческа Ярбусова — жена и постоянный коллега Юрия Норштейна. Его назвали «основателем анимационной сказки».

Задумалась, имеет ли смысл говорить о наградах Ивана Петровича? Любопытные прочтут весь список в «Википедии», ну а для того чтобы вы представили себе их размах, упомяну одну — МКФ в Канне в 1950 году, жюри присудило специальный приз за «Конька-Горбунка». Народный артист СССР, дважды лауреат ордена Трудового Красного Знамени, лауреат Госпремии СССР и так далее и тому подобное… Одно слово — сказочник.

«Калым» для великих

Ну а теперь еще об одной стороне советской мультипликации — о музыке к лентам. Писать ее не гнушались те, которых сегодня числят в ранге «великих композиторов XX века». Их собственную музыку по причине высокой сложности, требующей не менее высокой слушательской культуры, исполняли редко, а жизнь подкидывала подработки.

Вот так и получилось, что музыку к мультсериалу Романа Давыдова «Маугли» написала первый и единственный женский музыкальный гений София Губайдуллина, «Балерину на корабле» и «Рикки-Тикки-Тави» «озвучил» Альфред Шнитке, а Эдуард Артемьев — «Девочку и дельфина». И уж совсем недавно, в прошлом году, вышел анимационный фильм «Ку! Кин-дза-дза» с незабвенными темами Гии Канчелии. Помните: «Мама, мама, что я буду делать? Куууу»?

Шнитке. Музыка к мультфильму «Рикки-Тикки-Тави» (1976)

София Губайдулина — Светлое и темное

О том, что более «древняя» классика звучала почти из каждой мультипликационной ленты, и говорить, наверное, не стоит. И, знаете, что? Никакой дисгармонии между звуком и видео не возникало!

…Пройдет полвека, и на ниве советской школы рисовки взрастут новые великие имена: Котеночкин («Ну, погоди!») и Норштейн («Ёжик в тумане»), Уфимцев («38 попугаев») и Качанов («Тайна третьей планеты»),  Гарри Бардин («Летучий корабль») и Александр Петров («Старик и море»). Но какими бы способами ни делалось современное уже не мультипликационное, а анимационное кино, его «предки» не стареют. И лично я уверена в одном: «Снежная королева» не растает никогда!..

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

При подготовке материала использованы интервью
Акиры Имамура (пер. Екатерины Тарасовой) http://www.ru.emb-japan.go.jp/MAGAZINE/MAGAZINE_1/Miyadzaki_04-07.pdf
Людвиги Заркжевской «Интервью с Львом Атамановым» http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/1083/