Всего важнее — дети

Вот уже почти два года в центре постинтернатного сопровождения «Расправь крылья!» в числе многочисленных программ по социальной адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов успешно работает школа «Я — мама» в рамках проекта «Молодая мама». Вот уже почти два года в центре постинтернатного сопровождения «Расправь крылья!» в числе многочисленных программ по социальной адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов успешно работает школа «Я — мама» в рамках проекта «Молодая мама».

— Бывшие и будущие выпускницы с удовольствием занимаются в школе, где специалисты готовят их к главному предназначению женщины — материнству, — рассказывает заместитель директора центра Ирина Ивкина. — Побывав хотя бы раз на занятии, девушки уже не хотят пропускать ни одного. Специалисты не только нашего центра, но и медицинского колледжа, а так-же центра содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, довольно интересно строят и проводят занятия. На них нет назидательности, принуждения, а только желание увлечь, помочь нынешним и будущим мамочкам преодолевать ситуации, которые им кажутся подчас непреодолимыми.

Мне не однажды приходилось общаться с участницами проекта «Молодая мама». Они рассказывали, что от занятия к занятию все больше начинают верить в себя, в то, что на самом деле положение не столь безнадежное. Педагоги, психологи помогают им повышать самооценку, и в конце концов у них напрочь исчезает неотступное: «я никому не нужна», «меня предали и ребенка моего предадут».

Мрачные мысли рассеиваются как утренний туман, а маленькие мамы торопятся на очередное занятие, прихватив с собой сына или дочку, если их не с кем оставить.

Елена Шкурина, психолог Центра содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на одном из занятий проводила с девушками психологические тренинги по теме «Я познаю себя». Они пытались презентовать себя и своего собеседника, узнавали, какой изюминкой обладают сами и их подруги. Огромное удовольствие доставило изготовление из бумаги, фольги без использования ножниц кукол. Каково же было удивление девочек, когда психолог объяснила, что символизирует та или иная кукла. Оказывается, за каждой скрывается сама девочка со своими проблемами, переживаниями, характером и перспективами. Девчонки учились поддерживать друг друга, узнали, что значит быть ведомой и ведущей по жизни.

Очередное занятие в рамках экспериментальной площадки «Осознанное материнство» проходило на базе Калужского колледжа сервиса и дизайна (большинство участниц проекта учатся именно там). Студенты медицинского колледжа начали занятия нетрадиционно: с песен и танцев. После этого был показан фильм о материнстве, психологии плода. Клинический психолог провела тренинги с девушками: что им ждать от материнства, как себя вести во время беременности. Они задавали множество вопросов, в том числе и о том, как быть, если беременность нежелательна.

Психолога порадовало, что многие хотят иметь большую хорошую семью. Но для этого нужно хорошее здоровье, необходимо сохранить детородную функцию. Занятие продолжалось почти три часа и в очередной раз подтвердило, что подобные встречи крайне необходимы. А накануне женского дня более чем для двух десятков участниц проекта, их детей, мужей центр «Расправь крылья!» устроил замечательный праздник. Веселились все: и взрослые, и дети. Шуточные викторины и конкурсы, фотосессии, необыкновенные костюмы, в которых артисты — коллектив «Айрис» — исполняли бразильские, русские народные танцы, привлекая малышей, привели в восторг всех участников действа.

Полной неожиданностью стала для девчонок тема «Работа с собственным детством». Нарисовав левой рукой наиболее значимые, яркие моменты, девушки могли вспомнить и проанализировать, почему именно это событие оставило свой след. Характерно, что почти все вспоминали позитивные моменты. И теперь уже, став мамами, поняли, насколько эти моменты были для них актуальными.

Юные мамы говорили о своих мечтах, которые в большинстве своем связаны с благополучием детей, их образованием. А специалист Центра содействия семейному устройству Татьяна Маймусова попыталась приоткрыть девушкам отдельные аспекты души, проанализировать состояние и ее развитие. С этой целью проводила различные психологические тестирования, тренинги, игры и исследования, которые помогали понять себя, свою душу.

По мере того, как проект набирал обороты, расширялись и границы занятий. Они проводились на разных площадках, в разных формах, в них вливалось все больше участников. К примеру, прошел мастер-класс, во время которого продавец-консультант Юлия провела экскурсию по магазину, а это отделы игрушек, детской мебели, одежды.

Юлия рассказала мамам про развивающие игрушки для самых маленьких, как научить детишек различать геометрические фигуры, цифры. Необыкновенные жуки-пауки ездили, мигали, поворачивали вправо-влево… А маленькая Кира Чеснокова регулировала движение.

Здорово, что на занятия стали приходить папы. Например, папа Саши Прокопова. Малыш все время спал у него на плече, но как внимателен был папа. Он задавал вопросы, советовался, что ему лучше купить для развития внимания сына, какую выбрать музыкальную игрушку… И высказал пожелание собираться почаще.

На занятиях по коррекции эмоциональной сферы, избавлению от чувства беспомощности, брошенности, предательства было очень много молодых мам. Все эти переживания, до боли знакомые им, провоцируют растерянность, депрессию, парализуют жизнедеятельность. Под руководством психолога девушки пытались осознать свои ресурсы в ходе практического занятия. Они активно включились в процесс самостоятельного открытия знаний, родительского опыта, переживаний, решения реальных проблем.

А какие трепетные чувства испытали молодые мамы на мастер-классе в честь Дня защиты детей! Они готовили подарки для деток из Дома ребенка. Делали необыкновенные букетики: розовые — для девочек, желтые — для мальчиков с маленькими плюшевыми мишками и зайчиками. Всю душу вкладывали в изготовление.

Им, воспитанницам детских домов и интернатов, очень хотелось, чтобы те карапузы, для которых они готовили подарки, никогда не узнали, что такое детский дом.