Брянские игроки

«Судьба играет человеком, а человек играет на трубе». Кто же знал, когда верстался план гастролей Брянской драмы, насыщенной комедиями, что эта поездка придется на черные траурные дни.

«Судьба играет человеком, а человек играет на трубе». Кто же знал, когда верстался план гастролей Брянской драмы, насыщенной комедиями, что эта поездка придется на черные траурные дни.

На шестой день после кончины главного режиссера Калужской драмы, заслуженного деятеля искусств России, брянские гости показали свою версию «Игроков». Именно с этого произведения суперактуального Гоголя начал Александр Борисович Плетнев в 1996 году свою работу в Калуге. Этот мужской, музыкальный, полифоничный спектакль стал для нашего театра зарей новой эры.

Для брянцев их «Игроки» — тоже эпохальное событие, это видно хотя бы по азарту, с которым актеры представляют таких неаппетитных и столь обычных сегодня персонажей. Режиссер спектакля, заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл Юрий Ильин в 70-е годы работал в Брянской драме, знает и любит и край, и театр.

Кстати, что такое Брянск? Он находится от Калуги на том же расстоянии, что и Москва, но южнее. В городе, основанном в 985 году, в два раза больше жителей, чем в Калуге, а по размеру он равен Питеру. Мощный центр производства тяжелого машиностроения, стройматериалов, самое большое картофельное поле страны — вот что такое Брянщина. Край партизанской славы, где лесные воины сумели три года держать советскую власть на больших территориях, в тяжелых боях потерял архитектуру областного центра, сегодня Брянск — Город воинской славы.

Зачем это знать театралам? Затем, что бытие определяет сознание, а бытие в наших городах различается, влияя на творчество.

Первый Брянский государственный театр появился в 1926 году, был восстановлен после войны, сегодня это — огромное здание классической архитектуры в самом центре города. Здесь в разное время работали яркие творцы, которых Брянщина «раздарила» стране. Например, режиссер А. Новиков — теперь народный артист Украины, худрук Крымского русского драматического театра им. М. Горького. Брянцы приезжали в Калугу лишь однажды, в 70-е годы. Калужане же показывали свое искусство этому городу на международном фестивале «Славянские театральные встречи».

Вся эта информация объясняет тональность постановки «Игроков» 2009 года. Для людей, до сих пор считающих производство нормальным состоянием экономики, «вынимание» денег из «воздуха» — карикатурное уродство. Фантасмагория гоголевских нелюдей так страшна, что постановщик «разбавил» ее, переделав пройдоху — слугу Гаврюшку в страдальца — горбуна (Олег Чиганов).

Если у Гоголя карты — работа, то у брянцев колода карт оборачивается танцующей цыганкой (Юлия Филиппова). И как ловко крутит картами-цыганками шулер Ихарев (заслуженный артист России Александр Кулькин), среди них, между прочим, его супруга (заслуженная артистка России Светлана Рязанцева)!

Психопатичный до аутизма взяточник чиновник Замухрышкин становится карликом. В общем, и Гоголь, и Гофман сошлись в одной ткани, что помогает отстраниться от реалий повседневности «бизнеса», что прямо «прут» со сцены. С каким сладострастием Утешительный (дворянин, элита) заглядывает в ларец с вышулеренными деньгами (народный артист России Иосиф Камышев)!

Вообще труппа у брянцев боевая, танцующая, поющая, с гармоничным возрастным составом. А о мастерстве говорит уже приезд двух народных и девяти заслуженных артистов России!

Постановка «Маугли» московской командой — событие и в судьбе театра, и на гастролях. Режиссер — постановщик заслуженный артист России Вячеслав Шляхтов, балетмейстер заслуженная артистка России Ирина Корнеева, художник по костюмам Александра Галиуллина создали на музыку и либретто В. Сташинского яркую и остросовременную историю. «Человек человеку — волк?» О, если бы! О том, что закон джунглей — это, оказывается, не ненависть, а любовь, зрители вспомнят на этом спектакле.

Пять по-летнему оптимистичных спектаклей одобрены овациями и цветами калужских театралов, хотя из-за траура зал был неполон. Теперь гастрольную тропинку между городами стоит превратить в дорогу.