Прокачу как захочу

«Зеленоглазое такси, притормози, притормози, И отвези меня туда, где будут рады мне всегда»: современное поколение песню эту знает, но почему такси именно «зеленоглазое», вряд ли понимает. «Зеленоглазое такси, притормози, притормози, И отвези меня туда, где будут рады мне всегда»: современное поколение песню эту знает, но почему такси именно «зеленоглазое», вряд ли понимает.

Нынешние машины, приезжающие по вызову, отличаются поразительным разнообразием марок и внешним видом. Но тут уж от нас ничего не зависит. Бывают такие, в которые даже садиться страшно. Первая мысль в этом случае оформляется в вопрос: доедет до места или нет? Другие авто, наоборот, радуют глаз: чувствуется, что владелец следит за своей «ласточкой». Среди калужан немало тех, кто пользуется услугой перевозчиков довольно часто. И дело не том, что на свое авто они не накопили. Просто иногда гораздо удобнее воспользоваться такси. У каждого из них есть и любимая компания-перевозчик, которая соответствует представлениям о комфортных перевозках.

Но есть категория людей, пользующихся услугами так называемых «бомбил», а проще — нелегальных таксистов. Они работают только на себя, а не «на контору». У них тоже есть «шашечки», как и у легальных, вот только по телефону их не вызвать. Как же их отыскать?

Очень просто: водятся они в особо «хлебных» местах, там, где большое количество людей. Например, вблизи вокзалов. Работают они на свой страх и риск, так как за нелегальные перевозки полагается штраф — несколько тысяч рублей.

Хотя на деле доказать, что водитель — «бомбила», трудно. Для этого должны быть соблюдены три условия. Во-первых, подтвердить, что «бомбил» он неоднократно, то есть три раза и более. Во-вторых, сознательно нарушал закон, а не случайно подвез дальнего родственника, и тот обронил 100 рублей. В-третьих, получил в результате доход в большом объеме, от 200 тысяч рублей. Согласитесь, чтобы все эти факты срослись, должно произойти чудо.

Что же делать? В молодежном парламенте Калужской области придумали свой метод воздействия на таксистов-частников. Совместно с полицейскими провели акцию «Легальное такси. Проверено». Она состояла из двух этапов. Сначала проводилась «контрольная закупка». В машину садились активисты и молодые депутаты. Затем в дело вступали сотрудники полиции. Они проверяли документы и выясняли, настоящий это таксист или поддельный. Второй этап был наградным. После проверки машин с «шашечками» водителям предлагали «пометить» ее особым образом: на заднее стекло приклеить стикер с названием акции. И многие счастливые обладатели полного набора документов это делали.

За то, чтобы не было на дорогах «нелегалов», обеими руками голосуют честные таксисты. «Бомбилы» бьют легальным перевозчикам не только по карману, но и по репутации. Опять же это еще и вопрос безопасности пассажиров: неизвестно, кто за рулем, какой у него стаж вождения, может, это вообще преступник? Поэтому представители компаний-перевозчиков готовы идти на диалог как с полицией, так и властью, чтобы совместными усилиями справиться с нелегальным извозом.

Закон тоже способен помочь искоренению этого вида бизнеса. При этом он достаточно мягкий, ведь таксистом может стать практически каждый автовладелец. Условия получения лицензии просты: минимальный водительский стаж должен быть не менее трех лет, а требования проходить техосмотр каждые полгода и вовсе отменены. Так что ставите таксометр — и вперед, по заказам. Единственная проблема — это расцветка автомашины. Если не угадал с качеством наклейки с изображением компании-перевозчика или телефоном, то при ее удалении можно повредить покрытие.

А как у них там, за границей? Неужели также не могут справиться с наплывом желающих нелегально заработать, крутя баранку? Попытка отправить рынок перевозчиков в свободное плавание в Европе предпринималась. Потом, правда, власти спохватились и вернули все в русло государственного регулирования. В странах ЕС выбрали наиболее подходящие способы, чтобы согласовать потребности пассажиров с возможностями такси. Во главу угла ставится качество услуг: быстрая подача машины, исправный, а значит, безопасный автомобиль, грамотный таксист.

Только представьте: в Париже в 1931 году в автомобильном парке числилось 20 155 такси, а по данным на 2013 — лишь 15 300. Как такое случилось? Просто сократили число лицензий. Мало того, ее зачастую нужно купить за немалые деньги. А уж если парижский водитель захочет получить лицензию бесплатно, ему нужно стать в очередь, которая длится несколько десятков лет.

Исключением являются только несколько европейских стран, где ограничений на выдачу лицензий нет. Чтобы стать таксистом в Европе, нужно сначала сдать специальный экзамен. Он может включать тест на вождение и на знание города. Во многих странах, перед тем как получить лицензию, нужно пройти специальное обучение. Школы водителей организуют профессиональные объединения перевозчиков, обучение в них длится от шести до девяти месяцев. И ведь приучили своих граждан пользоваться легальными такси, власти смогли доказать, что это безопасно и выгодно.