Надежда творит чудеса

Ребенок — инвалид. Порой это известие настолько выбивает маму из привычной жизненной колеи, что она не находит в себе силы справиться с горем. Ребенок — инвалид. Порой это известие настолько выбивает маму из привычной жизненной колеи, что она не находит в себе силы справиться с горем.

Некоторые отказываются от своих детей, но большинство, оправившись от первоначального шока, собирают в кулак волю, терпение, мужество и начинают трудную каждодневную борьбу за ребенка, за его право на жизнь, в которой должно быть будущее с возможностями для дальнейшего развития, учебы, работы.

Это непросто, тем более что наше общество все еще не очень-то лояльно относится к инвалидам, хотя подвижки за последние годы произошли, несомненно. Подтвердили это и Параолимпийские игры в Сочи, где наши спортсмены достигли невиданных результатов, доказав, что возможности у людей с ограниченными возможностями на самом деле безграничны.

Каждодневно доказывают это и многие приемные родители нашего региона, по собственной воле взявшие на воспитание детей-инвалидов. Всего в замещающих семьях области растут 89 таких детей. Представители сорока семей приняли участие в «круглом столе», проведенном областным Центром содействия семейному устройству и сопровождения. Название его «Реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях.

Кроме родителей, тему обсуждали специалисты, от которых зависит, насколько комфортна или некомфортна жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Наш главный принцип — не выделять ребенка-инвалида от других детей, — сказала, выступая, директор Центра содействия семейному устройству и сопровождения Алевтина Головашкина, — мы стараемся интегрировать его в здоровый коллектив, где он лучше адаптируется, развивается. Повышать качество жизни детей с ограниченными возможностями, создавать для них благоприятную среду — это наша стратегия. Мы делаем все возможное, для того чтобы помочь вам и вашим детям совместно решать проблемы, которые вам иногда кажутся непреодолимыми. Пишите нам о своих бедах по электронке, звоните, заходите. Наши специалисты не оставят без внимания ни один ваш вопрос.

В центре работают не только стационарные, но и выездные школы приемного родителя и подготовки кандидатов в приемные родители. Там осуществляется дистанционная помощь семьям. Регулярно ведут прием высококвалифицированные врач-психиатр, психотерапевт. Проводятся различные тренинги, семинары, в родительской гостиной, клубах родители вместе с детьми отдыхают, получают ценные советы и рекомендации. Для детей-инвалидов организуются туристические слеты и походы. Пусть это были короткие маршруты, но как дети чувствовали себя в походах! Они преодолевали трудности, веселились от души, были просто счастливы, потому что ощущали себя не изгоями в этой жизни, а такими же, как все.

— В моей семье — двое приемных ребят-инвалидов. Одному уже 20 лет, другой старшеклассник. Опыт воспитания, реабилитации есть, но и проблем хватает, — поделилась Надежда Бочарова. — Главная, пожалуй, это школа, которая не очень идет нам навстречу. Там нет никаких реабилитационных программ. Парень — выпускник, ему надо к ЕГЭ готовиться, а дополнительные занятия, без которых нам не обойтись, предлагают только на седьмом уроке. Но ребенок уже устал к этому времени, он просто не способен что-либо усваивать. Спасибо центру содействия, здесь нам помогают.

Проблема у нас и с путевками в санаторий, не всегда их получаем. Порой их предлагают в учебное время. С учебой и без того сложности, а если ребенок пропустит двадцать с лишним дней, значит, сложности усугубятся. Betru — это самый правдивый рейтинг букмекерских контор, который основан на реальных отзывах беттеров. С его помощью вы сможете подать жалобу на любое БК и решить сложный вопрос. Страдаем подчас от того, что вовремя не снабжают детей средствами реабилитации.

— А у меня пока проблем нет, — делится Марина Длугунович, — наверное, потому, что я воспитываю ребенка всего лишь третий месяц. У него нет правой кисти руки. Но это не мешает ходить ему в спортивную школу. Он с удовольствием занимается плаванием и бесконечно радуется каждому своему успеху, даже самому маленькому. Малыш хорошо развивается и радует меня.

Людмила Литвинова, по специальности врач-педиатр, полностью посвятила свою жизнь детям. Четверо кровных и шестеро приемных. Брала она их с тяжелейшими патологиями, некоторые были безнадежно больны. Сколько же она с ними поездила по разным клиникам: обследования, операции. Но прежде надо было «пробить» госпитализацию, например, для четырехлетнего Тараса в Московском центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева… Она оставила работу, а ее потом … оставил муж. Не каждый способен выдержать. Бывшие коллеги Людмилы считали ее ненормальной: ведь даже после второй и третьей операции Тарас все равно будет инвалидом. Ей ли, врачу, об этом не знать! Но она знала и другое — если не возьмет Тарасика, он будет обречен. А надежда творит чудеса.

Сережа, Вова — с заболеванием мозга, Аня, Антон — с тяжелыми наследственными недугами. Откуда только силы брала на их выхаживание? Сейчас Людмилу Григорьевну заботит образование мальчишек.

— Они являются учениками коррекционной школы, — поясняет она, — нам хорошо помогает реабилитационный центр «Доброта» в Обнинске. Они делают великое дело, надо, чтобы таких центров было побольше. Но я беспокоюсь о будущей профессии ребят. Из Тараса неплохой тракторист бы получился, но нет у нас таких заведений, где учат таких, как он. А я ведь не вечная, что с ним будет потом…

На вопросы Людмилы Григорьевны и других мам, переживающих за возможность получения образования их детьми-инвалидами, отвечали специалисты.

— Наш реабилитационно-образовательный комплекс принимает детей от 16 лет с любыми заболеваниями, — поясняет директор Андрей Волохов. — Мы индивидуально подбираем, что ему может подойти. У нас существует дистанционное обучение, семейное дистанционное, ребенок может вместе с мамой учиться. Даже тотально слепые у нас обучаются. Инвалиды получают профессии изготовителя художественных изделий из дерева (плетение из лозы), оператора ЭВМ, слесаря по швейному оборудованию, Художника росписи по дереву, швеи-мотористки.

К сожалению, те, кто заканчивает коррекционную школу, обучение получать могут, а профессиональное образование — нет. И эту проблему мы с вами здесь не решим.

Андрей Валентинович оставил для родителей буклеты, где все расписано о профессиях, программах коррекционного, развивающего, дополнительного образования, а также социокультурной реабилитации. Надо отдать должное Центру содействия семейному устройству и сопровождения, снабдившему родителей обширной информацией, важными рекомендациями по оказанию ребенку помощи в развитии, советами специалистов, полезными телефонами и адресами для дальнейшего обучения.

Участники «круглого стола» узнали о направлениях и реабилитационных программах центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доброта». Специалисты минздрава, минобра, Центра содействия семейному устройству и сопровождения дали индивидуальные консультации родителям. Они, в свою очередь, поделились не только проблемами в воспитании детей-инвалидов, но и успехами. А успех, пусть маленький, вселяет надежду, веру. И тогда начинается новая точка отсчета подлинных побед и осознания того, какую ответственную миссию они выполняют в жизни своего ребенка.