Поклонный крест

«Кресту Твоему поклоняемся» — так, словами молитвы названа выставка, проходящая в Доме-музее декабриста Г.С. Батенькова.

«Кресту Твоему поклоняемся» — так, словами молитвы названа выставка, проходящая в Доме-музее декабриста Г.С. Батенькова.

Она представлена нам Государственным музеем-заповедником «Куликово поле». И, что очень правильно в дни Поста, вход на нее бесплатный. Ведь какой прок не есть мясо, а ближнего обдирать, как липку?

В экспозиции сочетаются трогательный старинный уют и великие святыни. Кружевной крестильный набор для девочки — просто прелесть, и в сознании большинства таинство крещения призвано защищать дитятю. На самом же деле крест — меч, символ борьбы с грехом. Нательные кресты 15-19-го веков соседствуют в экспозиции с амулетами-гайтанами. Разнообразие форм крестов несет конкретный смысл: шестиконечный (русский) крест с нижней перекладиной — это подножие, на которое опирались ноги Христа.

Восьмиконечный (православный) крест несет еще и верхнюю перекладину, на которой распинающие издевательски написали «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Крест с изображением Распятого Христа вошел в употребление не ранее пятого века. Голгофский крест изображают на возвышении, символизирующем гору страдания, в основании — череп с костями — останки Адама, рядом копье и губка — орудия страстей Христовых. Простой четырехконечный (греческий) крест — выражение всеобъемлющей сущности Христа. Георгиевский крест с расширением на концах получил распространение после учреждения в 1807 году ордена Георгия Победоносца.

Лилиевидный и Трехлистниковый кресты — расцветшие, и лепестки на их концах символизируют райское Дерево Жизни. Крест с кольцом по центру, «Терновым венцом», популярен у кельтов, встречается в Новгороде. Крест с полулунным подножием символизирует Евхаристическую Чашу Грааля, принявшую в себя кровь Христову.

Крест далеко не с самого начала был главным символом христианства, для катакомбных приверженцев новой религии таковыми были изображения рыб, «Пастыря доброго» — безбородого юноши, несущего на плечах овцу. Крест — что плаха, топор, гильотина — орудие казни, напоминание об искупительной жертве.

Поклонение ему началось в четвертом веке, когда император Восточной Римской империи Константин в результате раскопок на горе Голгофе обнаружил спрятанный в пещере крест и четыре гвоздя.

Кресты украшают маковки церквей, ими освящают воду, благословляют паству, их целуют исповедующиеся и, наконец, их носят индивидуально.

Крест по-гречески — «ставрос», отсюда и имя города Ставрополя, и фамилия самого одиозного героя Достоевского, Ставрогина, человека, не совладавшего с несением своего креста.

Надглавный (купольный) крест венчает церковь, каждый алтарь несет свой крест. Эти изображения часто золотятся, что символизирует Спасителя как Царя небесного. Перекрестье — символ соединения божественного и земного в природе Христа, оно часто украшается светоносными лучами.

В экспозиции представлены награды разных эпох, использующие символику креста, — от наперсного «В память Восточной войны 1853-1856 годов», ордена Святой Анны (та самая «Анна на шее») до современной российской награды «Служение Отечеству» 3-й степени, кстати, врученной в 2002 году Государственному музею-заповеднику «Куликово поле».

Конечно, в экспозиции есть иконы, где кресты изображены в нимбе Христа, на груди Святого адмирала Ушакова, в руке святителя апостола Андрея Первозванного. Казалось бы, символ страданий и казни всегда несет соответствующее настроение. Ан нет! Православные наши предки придумали на третьей неделе Великого поста, Крестопоклонной, печь специальное лакомство. Вот так пишет об этом в своей книге «Лето Господне» Иван Шмелев: «Кресты» — особенное печенье с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечники «креста» — вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито».

Живому — живое, и даже в таком горьком символе найдется нотка тепла и сладости! Приходите на выставку, независимо от того, во что вы веруете, вы узнаете о ней много нового.