«Я научилась делать пельмени…»

Ребенок, который растет в детском доме или интернатном учреждении, лишенный родительской любви и заботы, резко отличается от домашнего. Условия жизни, нарушения в сфере общения влияют на его развитие, искажают его представления о себе, затрудняют осознание себя как личности, препятствуя его интеграции в общество. Ребенок, который растет в детском доме или интернатном учреждении, лишенный родительской любви и заботы, резко отличается от домашнего. Условия жизни, нарушения в сфере общения влияют на его развитие, искажают его представления о себе, затрудняют осознание себя как личности, препятствуя его интеграции в общество.

Как правило, выпускники детских домов и интернатов абсолютно не подготовлены к самостоятельной жизни. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют обустраивать свой быт, распоряжаться деньгами. Как пользоваться стиральной машиной, газовой плитой, купить продукты, приготовить простейшую еду, для них — темный лес.

Для более успешной социализации своих выпускников в самостоятельной жизни Людиновская специальная школа-интернат для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья уже почти два года реализует проект «Учебная социальная квартира». Главная цель — получение воспитанниками практических навыков и опыта самостоятельной жизни.

Две девочки или два парня-старшеклассника (8-10-й класс) заселяются в квартиру, она находится в интернате, на десять дней. Им выделяется 2300-2400 рублей. Они сами закупают продукты, рассчитывая бюджет, чтобы хватило средств, сами готовят еду, полностью обслуживают себя, стирают, убирают жилище, при этом не забывают ходить в школу, учить уроки, посещать секции и кружки.

…Квартира ребячья очень уютная, удобная. Там спальня на двух человек со всем необходимым, и даже с компьютером, в небольшом холле — красивая мягкая мебель. На кухне, она же и столовая, — все, что нужно для приготовления пищи и хранения продуктов: плита, холодильник, шкафчики, полочки. Обстановка во всей квартире комфортная, домашняя. Спокойные для глаз обои, красивые занавески, вазочки, салфетки, диванные подушки, цветочные композиции. В углу спальни примостился огромный плюшевый медведь. Многое из этой красоты сделано ребятами.

Признаться, меня удивила идеальная чистота везде. Впечатление такое, будто только что сделан ремонт. Оказалось, нет. Просто ребята, вкусившие толику самостоятельности, которая пришлась им по душе, стараются, чтобы все было на высоте. Они сами выбирают, кому с кем жить, помогает психолог. А прежде воспитатели, педагоги много работали над тем, чтобы они осваивали бытовую технику, учились готовить еду, принимать самостоятельные решения.

Преодоление иждивенческих позиций, присущих всем детдомовским детям, проходило непросто, хотя большинство ребят с любопытством и нетерпением ждали своей очереди самостоятельного бытия. Некоторым оно давалось тяжело. Только после многократных упражнений справлялись со стиркой, приготовлением пищи, покупкой необходимых продуктов. Кто-то впервые видел мясорубку, не мог освоить пылесос, не понимал, сколько денег нужно на хлеб, молоко.

Однако практика и спокойствие дают хорошие результаты. Поэтому многие очень хотят еще пожить самостоятельно. Кстати, лучшим парам такая возможность предоставляется. А шестнадцатилетний Алексей, прожив всего лишь сутки, отказался от такой жизни, объяснив, что ему это не нравится. Но после того как восемь пар ребят прошли через учебную квартиру и поделились своими впечатлениями, после того как сестра Алексея, проживавшая там с подругой, пригласила его на званый обед и ужин, парень с сожалением признался: какой же я дурак, что не согласился побыть взрослым.

Перед тем как пойти в магазин, воспитатель-тьютор обсудил с воспитанницами, какую рыбу и сколько нужно купить. Но подойдя к кассе, Саша испуганно спросила: «Я забыла, как зовут эту рыбу?» А Сережа, которому нужно было натереть морковку для салата, взяв терку, искренне удивился: а с какой стороны тереть, с гладкой или колючей?

Получая первый опыт в чистке картошки, Иван обращается к тьютору: «Не пойму, почему она все время выпрыгивает из моих рук?» Десятиклас-сник Сергей Царицын (ему с другом довелось уже второй раз жить в «учебке») от такой жизни в восторге: «Классно! Сам встаешь, готовишь, убираешь, меню составляешь. Сегодня на ужин будем рыбу в кляре делать, салат «Оливье» и кофе. А в выходной мы пирожки пекли, к нам гости приходили, волонтеры из Москвы. Мы их угощали. Им понравилось».

— Вы и тесто сами замешивали? — спрашиваю Сергея.

— Нет, тесто готовое купили, а начинку из капусты с яйцом готовили сами. Мы и торт пекли из готовых коржей. Крем сделали из сгущенки с маслом. Вкуснота!

— Сережа, чему вы с другом научились за время, что жили самостоятельно?

— Многому. «Стиралкой» пользоваться, микроволновкой, всякие блюда готовить. Например, гречку по-купечески, селедку под шубой. У нас тут клас-сная книга по кулинарии есть, там рецептов всяких — уйма! А еще учимся деньги считать и экономить.

Кристина (фамилию свою просила не называть) вела дневник, пока жила в социальной квартире. С ее разрешения привожу некоторые выдержки.

«…Пятый день. Мы проснулись, улыбнулись, приготовили завтрак. Он был легким — макароны с сыром и чай с бутербродом. Поели, вымыли посуду и отправились в школу. На обед сварили куриный суп с вермишелью и картофельное пюре с котлетой. Получилось вкусненько. К нам зашел директор посмотреть, как мы справляемся. Остался доволен, похвалил нас. А мы на радостях сделали генеральную уборку».

«Десятый день. … Все заканчивается. Жалко. Здесь было круто! Я теперь умею делать пельмени, варить щи, рыбный суп. Я все научилась делать!»

В процессе реализации проекта воспитатели и педагоги выделили для себя важные, незаметные на первый взгляд аспекты. Например, что для социализации ребят нужно больше внимания уделять практическим занятиям: приготовлению пищи на уроках домоводства и во внеурочное время, уделять внимание этикету, рационально использовать денежные средства. Необходимо организовывать экскурсии в магазин, аптеку, банк, поликлинику. Опыт самостоятельного проживания ребят в социальной квартире оказался ценным и полезным. Проект необходимо продолжать.