Копейка рубль бережёт

Вопрос о том, почему на многих АЗС при заправке на колонке недоливают бензин на 3, 5, 10 копеек (а иногда и больше), периодически всплывает в ходе бесед со многими калужскими автомобилистами. Конечно, есть те, кто не переживает из-за таких сумм и даже оставляет на чай заправщикам. Для остальных же этот вопрос иногда становится очень принципиальным. Вопрос о том, почему на многих АЗС при заправке на колонке недоливают бензин на 3, 5, 10 копеек (а иногда и больше), периодически всплывает в ходе бесед со многими калужскими автомобилистами. Конечно, есть те, кто не переживает из-за таких сумм и даже оставляет на чай заправщикам. Для остальных же этот вопрос иногда становится очень принципиальным.

Такой недолив работники заправок часто списывают на оборудование. А может, кассиру просто лень высчитывать сдачу? Или же он просто присваивает себе эти копеечки: за весь день накапливается нормальная сумма.

Заправщики видят чисто техническую причину недолива, связанную с принципами работы программы, встроенной в оборудование АЗС, ведь многим водителям так же часто «переливают» — то есть отпускают бензина на несколько копеек больше.

По их словам, минимальное количество топлива, которое может отпускать большая часть современных бензоколонок, равно 10 миллилитрам. При этом колонка не может налить больше, чем оплачено, и если есть, что округлять, то в меньшую сторону, в том числе потому, что если округлять в большую — у кассира может набежать недостача, а это не лучшим образом характеризует его в глазах руководства.

Если оператор набирает сумму на клавиатуре прямо на колонке, то вы можете увидеть, как на табло появится изначальная сумма, а после налива будет на пару копеек ниже. Это не значит, что заправщик вас обманывает. На самом деле аппаратура округляет так, как она запрограммирована.

Так как в последнее время потребителям АЗС стало удобнее заправляться на конкретную сумму, чем на определенное количество литров, а оборудование все равно недоливает на несколько копеек, не проще ли возвращать сдачу клиентам? Тогда и вопросов у автомобилистов будет меньше.

Ущемлены права людей, имеющих машины, или нет, мы спросили у Максима Зиновьева — начальника отдела информирования и консультирования потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Калужской области.

— Согласно 10-й статье закона «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, чтобы дать ему возможность правильного выбора. В ней обязательно должна быть указана цена в рублях и условия приобретения товаров.

Во время оплаты товара потребитель должен либо получить товар на данную сумму, либо ему должна быть возвращена разница, то есть сдача. В данном случае АЗС должна или предоставить объем топлива на полученную сумму, или отдать клиенту сдачу.

Если сдача потребителю не отдана, в действиях АЗС могут усматриваться признаки правонарушения, предусмотренного ст. 14.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно этой статье, существует административная ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) или иной обман потребителей.

Это правонарушение влечет за собой штраф. Его сумма для граждан составляет от 3000 до 5000 рублей, для должностных лиц — от 10 000 до 20 000, для юридических лиц — от 20 000 до 40 000 рублей.

Что же, мы выяснили, что отказ АЗС предоставить потребителю сдачу является неправомерным. Возникает резонный вопрос: что делать, как отстоять свои права?

Как известно, спасение утопающих — дело рук самих утопающих, так и в деле по защите потребителем своих прав. Чтобы пострадавшей стороне добиться правды, необходимо активно проявить свою позицию.

— В первую очередь необходимо обратиться к оператору-кассиру, чтобы он предоставил сдачу. Согласно п. 38 письма «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети» покупателю запрещается предлагать вместо денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.

Итак, значит, именно кассир должен разменять деньги и предоставить покупателю сдачу. Если же он этого не делает, значит, отказывается от продажи товара, а это является серьезным нарушением прав потребителя, и можно смело требовать жалобную книгу. В ней все обстоятельства конфликта изложить подробно, а затем написать в адрес руководства АЗС претензию.

В ней также необходимо изложить суть проблемы и потребовать (именно потребовать, а не попросить) возвратить ту часть денег, которую потребителю не выдали в виде сдачи. К претензии приложите копию чека о покупки бензина. Ну и, наконец, можно подать жалобу в Роспотребнадзор. В случае, если АЗС не удовлетворит ваши требования либо вообще не ответит, тогда прямая дорога лежит в суд.

Дорогие водители, теперь вы вооружены до зубов. Надеюсь, мы смогли ответить на ваши вопросы и вы не дадите себя в обиду.