Средний был и так и сяк…

Психологи заметили, что средний ребенок в многодетной семье бывает проблемным. Так получилось, что внимания и родительской ласки он получает меньше, а должно быть — наоборот. Психологи заметили, что средний ребенок в многодетной семье бывает проблемным. Так получилось, что внимания и родительской ласки он получает меньше, а должно быть — наоборот.

Если вспомнить народные сказки, в которых речь идет о трех братьях или сестрах, то первенец в них всегда выступает как «умный», второй ребенок — нечто непонятное: «и так и сяк», а третий — обаятельный любимый «дурачок». И в жизни многодетные родители отмечают, что воспитание среднего ребенка представляет для них сложность, он чаще всего упрям, замкнут, «себе на уме», не идет на контакт с мамой или папой. Конечно, бывают и счастливые исключения, но нечасто.

Проблемы ребенка-«сэндвича» вырастают из отношения к нему в семье. Первый малыш у мамы — самый желанный, его появления ждут с нетерпением, все внимание сосредоточено на нем. Когда рождаются следующие дети, старшенького обычно воспринимают с некоторым уважением, ведь ему достается большая часть работы по дому, он часто нянчит младших. Первый ребенок имеет то, чего нет у младших, его одевают во все новое, в то время как младшие донашивают оставшееся от первенца.

Младший ребенок в многодетной семье — это опекаемый со всех сторон «вечный малыш». Последний отпрыск в многодетной семье понимает, видит и ощущает отношение окружающих его родных, растет более раскрепощенным и открытым, часто быстрее учится.

У середнячка нет авторитета первенца. Родители через него будто бы перешагивают, сосредоточив свое внимание на младшеньком. «Сэндвич» начинает, порой неосознанно, бунтовать против невнимания мамы с папой. Часто его протест становится заметен в переходном возрасте.

Заранее зная такие нюансы, можно постараться не допустить формирование «трудных» черт характера у среднего ребенка. Проводите больше времени наедине с ним, разговаривайте, обнимайте, тормошите своего «сэндвича». Ободряйте его, ведь, сравнивая свои способности и успехи старшего брата или сестры, он может огорчаться. Тем более расстраиваются «сэндвичи», когда слышат нашу преувеличенную похвалу в адрес младшего: они-то явно больше малышей знают и умеют, а восхищаются теми больше! Когда среднему чаду кажется, что с младшим обращаются нежнее, чем с ним, рассказывайте ему о его младенчестве, о том, как вы ухаживали за ним. Вспоминайте вместе приятные моменты из вашей совместной жизни, помогите своему ребенку воспроизвести то замечательное, что он мог забыть.

«Сэндвич» должен понять, что ему нет нужды пытаться стать как старший брат или сестра или опускаться на уровень младшего, чтобы получить внимание и принятие близких. Его собственные таланты и способности должны быть вами замечены и выделены. Иными словами, он хочет быть уверен, что в вашем сердце для него есть свое, отдельное, место, и это место не середнячка, а такого же любимого ребенка, как старший и младший отпрыски.