Калужская Помпея

Удивительная выставка проходит сейчас в зале Калужского отделения Союза художников России. Вход свободный, посетите ее непременно! Она посвящена 75-летию со дня рождения Николая Любченко, но ее тема гораздо шире и глубже. Она — о «лица необщем выраженье» того места, где мы живем.

Николай Афанасьевич, сын погибшего при взятии реки Вислы офицера Красной Армии, с детства выказал недюжинные способности. Он последовательно прошел все ступени мастерства — окончил продтех-училище как изготовитель гобеленов; училище при «Строгановке», затем — сам прославленный вуз по специальности «Художник декоративного искусства широкого профиля». Его дипломной работой стал масштабный гобелен для зала заседаний правительства советского посольства в Улан-Баторе (Монголия). Уже в 1970 году работы художника были удостоены большой золотой медали ВДНХ СССР.

С 1969 года Николай Афанасьевич жил в Калуге и украшал город и область. Вы все видели его работы, хоть и не знали имени автора в ярких и звонких мозаиках, сграффито, энкаустиках, рельефах, панно, батиках, гобеленах… На внешних и внутренних стенах, в институтах и библиотеках, детских садах и домах отдыха глаза людей видели  уникальные творения из экологически чистых материалов.

Не только супругой, но и помощником, соавтором стала для Николая Любченко Тамара Таненкова, выпускница текстильного отделения Киевского художественного училища. Мастерица гобелена, батика, аппликации также внесла в декор нашего края свою краску. Яркость ее, наверное, в крови художницы — бабушка Тамара Филипповна родом из станицы Вешенской, была подругой матери Михаила Шолохова и крестной матерью будущего писателя!

Что же конкретно сделал этот четырехрукий автор, чета Любченко и Таненковой? Назовем лишь некоторые работы: сграффито общей площадью 40 квадратных метров «Физика и химия» в здании Калужского пединститута; «Космонавт» площадью 10 квадратных метров (собственность газеты «Знамя»); интерьер фабрики «Радуга»; мозаичное панно в вестибюле школы  в поселке Анненки; бетонный рельеф в холле Дома художника; занавесы для пионерлагеря «Сокол».

Создано больше семидесяти огромных работ, каждая из них уникальная, полная символических смыслов. Вот панно «Бригантина», выполненное из керамической плитки, — сама юность с ее голубыми мечтами. Гипсовый рельеф «Студенты», резьба по сырому гипсу: физики и лирики задумались над глобусом — как сделать жизнь на земле лучше, как соединить без ущерба природу и технику, историю и прогресс?

Где сейчас эти произведения искусства? Многие из них — варварски уничтожены, сбиты со стен. Беречь нужно не только античность, не только ампир, история культуры творится каждый день очень немногими по-настоящему одаренными мастерами. Они — выразители духа своей эпохи, и спустя время только через их творения мы сможем его ощутить. Сохраним хотя бы то, что осталось от роскошеств стиля 70-80-х годов XX века.