Космос «Бурана»

Тем, кто думает, что космос перестал быть той идеей, которая движет массами, а превратился лишь в пастбища голливудских продюсеров, стоило посетить музей истории космонавтики 25 января.

Тем, кто думает, что космос перестал быть той идеей, которая движет массами, а превратился лишь в пастбища голливудских продюсеров, стоило посетить музей истории космонавтики 25 января.

Тысячная разновозрастная толпа фанатов этого бренда не только Калуги, но и XX века заняла два этажа, чтобы встретиться с героями. Несмотря на то что первый пилот «Бурана», И.П.Волков, не смог приехать из-за болезни, встреча с одним из создателей этого космического корабля прошла в атмосфере пристального внимания. Николай Степанович Мельников — не только конструктор. Он — студент Международной Академии экологии сознания имени Пифагора, академик РАЕН, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой МАИ «Управление и навигация самолетов». Николай Степанович был автором концепции и руководителем разработки резервной «человеко-машинной» системы управления космическим аппаратом самолетного типа.

Николай Мельников в полной мере сочетает в себе свойства и физика, и лирика. Он не только руководитель подготовки летчиков, испытателей, космонавтов «Бурана», автор около ста научных работ в области авиационной кибернетики, разработчик автопилотов с элементами искусственного интеллекта. Профессор — автор книги-размышления «В поисках утраченных смыслов», посвященной анализу прогресса цивилизации.

В своем обращении к калужанам гость презентовал свое новое сочинение — «Бураном» сожженные». Книга посвящена светлой памяти крылатых витязей, старой «буранной» гвардии летчиков-испытателей-космонавтов: Олега Григорьевича Кононенко, Анатолия Семеновича Левченко, Александра Владимировича Щукина, Римантаса-Антонаса Антано Станкявичюса. Автор в предисловии отмечает, что «Бураном» сожженными оказались не только их судьбы, были уничтожены огромные интеллектуальные, моральные и материальные ресурсы, надежды на лидерство страны в мировом научно-техническом прогрессе.

Конструктор напоминает, что цель освоения космоса была определена еще Николаем Федоровым и Константином Циолковским. И космонавты «своими героическими буднями фактически воплощали в жизнь «Философию Общего Дела». Команда самоотверженно готовилась к космическим полетам на «Буране», «но погибла на «отхожих» промыслах».

Программа «Буран», по свидетельству автора книги, мобилизовала более десяти миллионов специалистов, потребивших за десять лет работы несколько миллиардов долларов США. Вся стопка привезенных Николаем Мельниковым книг была раскуплена у нас на глазах за считаные минуты — так интересна тема.

Так что такое «Буран»? Какова история его создания? Как случилось, что страна его потеряла? На первые два вопроса ярко отвечает экспозиция музея «Путь к «Бурану». Ее подготовил завсектором истории музея Игорь Левашов.

Оказывается, еще в 1940-х годах был создан проект, получивший название «Антиподный бомбардировщик». Такой аппарат мог достичь точки земного шара, противоположной точке старта. Однако работы по практическому воплощению проекта начались только в 1965 году. Осуществление, как всегда, подтолкнуло соперничество двух сверхдержав в двухполюсном тогда мире: США и СССР.

В 1972 году США приняли программу многоразового крылатого космического аппарат Space Shuttle, который мог использоваться в военных целях. Ответом СCСР стала разработка многоразовой транспортной космической системы. Наша программа отличалась использованием тяжелых ракет-носителей «Энергия». Система «Энергия-Буран» состояла из двухступенчатой ракеты-носителя и орбитального корабля.

Экспозиция дает возможность рассмотреть уникальные предметы: те самые плитки облицовки, побывавшие в космосе, наручные мужские часы «Слава», кресла членов экипажа и многое другое.

А что же сейчас? Почему «Буран» не летает? Несколько лет назад тот аппарат, который был испытан, погиб при обрушении крыши испытательного корпуса на Байконуре. Звучит как ернический пассаж Виктора Пелевина, но это правда. Фрагмент крыла обломков уникальной «птицы» представлен на выставке. Аналог «Бурана» продали в Германию, еще один хранится в музее Байконура. Полетит ли он и под чьим флагом?