Помощь придёт вовремя

На Калужской станции скорой медицинской помощи проходит апробацию новая автоматизированная система по приему вызовов и направлению бригад. Положительные результаты нововведения наши жители уже успели заметить. О том, как проходит процесс модернизации в ГБУ ЗКО «ССМП», рассказал главный врач станции Константин КОНДРАШОВ.

На Калужской станции скорой медицинской помощи проходит апробацию новая автоматизированная система по приему вызовов и направлению бригад. Положительные результаты нововведения наши жители уже успели заметить. О том, как проходит процесс модернизации в ГБУ ЗКО «ССМП», рассказал главный врач станции Константин КОНДРАШОВ.

Новое программное обеспечение «АСУ Скорая помощь» было получено станцией скорой помощи по программе модернизации здравоохранения, предоставило нам ее ОАО «Ростелеком». По сравнению с прежней системой оно позволило сократить и усовершенствовать процесс приема и передачи вызова и медицинской карты непосредственно бригаде «скорой помощи».

Недавно мы произвели замену устаревшей АТС на новую, гибридную. По сравнению с прежней, аналоговой, гибридная имеет большую емкость внутренних абонентов. Сейчас ведется запись всех телефонных звонков. Таким образом, мы можем впоследствии определить, в какой форме шло общение по телефону, и проконтролировать  как своих диспетчеров, так и предъявить запись в случае возникновения претензий к нам.  

Новое оборудование обладает функцией определять номер абонента и место, откуда последовал вызов, что в определенной ситуации бывает очень важно. Звонок может внезапно оборваться — по причине того, что звонившему стало плохо, а  он не успел сообщить о своем местонахождении. Цифровая телефония вкупе с системой приема вызовов позволит нам получать  полную информацию о звонке, даже не запрашивая у пациента адрес, — все уже будет на экране. У диспетчера есть возможность отреагировать на этот звонок и послать по адресу, высветившемуся на дисплее, бригаду врачей. Сейчас мы изучаем способ реализации этой технологии вместе с компанией, которая предоставляет программу.

— У диспетчеров есть возможность контролировать машины на выезде, чтобы сократить время прибытия по вызову?

— Сейчас на всех машинах «скорой помощи» стоит система ГЛОНАСС, это дает возможность вести визуальный контроль за местоположением автомобилей СМП на карте города, направлять освободившийся автомобиль по ближайшему к нему адресу.

— Позволяет ли новая автоматизированная система дифференцировать поступающие в «скорую» звонки по степени реагирования на них?

— У нас есть понятия — скорая помощь и неотложная помощь. Первое подразумевает состояние, представляющее угрозу для жизни. Оно требует немедленного реагирования. Неотложная помощь оказывается при состоянии, не угрожающем жизни. Задача диспетчера со слов пациента определить, является ли его состояние угрожающим или нет. Соответственно он решает, по какому вызову отправить машину в первую очередь, а по какому — во вторую. В компьютерной программе заложена функция дифференцирования состояния больного, но, конечно, решение остается за человеком. Я бы сказал, что она помогает диспетчеру определять очередность выезда бригады.

— Каково сегодня материально-техническое обеспечение станции скорой медицинской помощи? Предполагается ли в ближайшее время увеличить парк машин?

— Мы не испытываем проблем ни с оборудованием, ни с медикаментами. Самая большая проблема — устаревший автопарк. Сегодня на станции — около пятидесяти машин, их состояние оставляет желать лучшего. Есть договоренность с областным министерством здравоохранения о приобретении в этом году для ССМП от 17 до 22 новых автомобилей. Машины марки «Газель» класса «Б» в комплектации «Комфорт» будут полностью обеспечены медицинским оборудованием.

— Существует ли сейчас дефицит кадров?

К нам ежедневно поступает по 300-400 вызовов — это очень много. Иногда бригады не успевают заезжать после очередного вызова на подстанцию.

Недостаток врачей и фельдшеров пока сохраняется, но мы стараемся вести активную кадровую политику. Существенную роль здесь играет повышение уровня заработной платы. Как результат — к нам стали приходить люди. На данный момент количество бригад увеличилось до 23-25 в смену.

— Давно ведутся разговоры о том, что расположение станции скорой медицинской помощи на центральной улице города неудобно из-за постоянно возникающих там автомобильных пробок. Когда состоится перенос ССМП на улицу Горького?

—  Надеемся, что переезд станции в здание бывшей областной больницы на Горького произойдет достаточно скоро.  Там будет создана единая диспетчерская служба области, что в конечном счете повысит оперативность и качество оказания первой помощи.

…В небольшом кабинете, который занимает оперативный отдел станции скорой медицинской помощи, компьютер постепенно вытесняет «бумажные носители» — журналы для записи поступающих вызовов. Хотя они еще ведутся на всякий случай, но воспринимаются сотрудниками уже как анахронизм.

В общих чертах действия диспетчера выглядят следующим образом. Данные от пациента, поступающие по телефону, сразу заносятся в компьютерный шаблон. Программа в графе «повод» предлагает оператору на выбор уже готовые причины, по которым чаще всего обращаются в «скорую», к примеру, «болит рука», «кровотечение», «плохо»… Далее информацию диспетчер по приему одним нажатием кнопки отправляет на компьютер диспетчера направления, который затем ее распечатывает для медицинской бригады. Таким образом, время от момента поступления вызова до выезда машины сокращается на порядок.

Как было раньше? Для того чтобы дозвониться по номеру 03, нужно было просидеть у телефона до получаса. Сегодня трубку поднимают практически сразу же. Мне пояснили причину: старая, аналоговая, телефонная линия не позволяла осуществлять дозвон более трех абонентов одновременно. Четвертый звонивший, как правило, слышал длинные гудки и строил догадки относительно того, почему в «скорой» так не скоро берут трубку…  С введением новой АТС ситуация поменялась. Теперь, даже если все диспетчеры заняты, звонок автоматически переключается на старшего диспетчера или старшего врача.

Перед глазами у диспетчеров направления — интерактивная карта Калуги. По ней движутся разноцветные стрелки — машины неотложки. Наш город обслуживает четыре подстанции «Скорой помощи», у каждой — своя территория доступности, до любой точки которой машина может доехать примерно за 20 минут. Диспетчер по карте определяет зону вызова, если надо — перебрасывает звонок на коллегу. Если нет — отправляет к пациенту самую доступную по времени машину.  Такая транспортная «логистика» существенно сокращает время прибытия автомобиля СМП к больному. Конечно, задержки бывают, учитывая непростую дорожную обстановку, сложившуюся в областном центре. И все же многие горожане успели почувствовать на себе, что «Скорая помощь»  стала намного оперативнее.