«Вы театры любите? Мне цирк ближе»

Директор Калужской драмы Александр Кривовичев придумал для премьеры спектакля «За двумя зайцами» гениальный по точности «эпиграф»: зрителей встречали угощением — салом и горилкой. Директор Калужской драмы Александр Кривовичев придумал для премьеры спектакля «За двумя зайцами» гениальный по точности «эпиграф»: зрителей встречали угощением — салом и горилкой.  

Один спектакль можно сравнить с родниковой водой, другой — с брютом, а 22 ноября горючий напиток отражал и форму, и содержание зрелища.

Автор пьесы, Михаил Старицкий, родился на Полтавщине в семье мелкого помещика. Вы, вероятно, сразу представили себе быт его детства по произведениям Гоголя и Чехова. Но вырос на хуторе отнюдь не «печенег», а будущий создатель Малороссийского театра.

В 1882 г. Михаил Старицкий организовал вместе с М. Кропивницким первую украинскую профессиональную театральную труппу. Он сам руководил ею, сам сочинял первые произведения на украинской мове. Под впечатлением гастролей труппы в Минске родился белорусский национальный театр.

Постановка с украинским «хвасоном» по пьесе, написанной Михаилом Старицким для пущего юмора с примесью киевского суржика, пришлась калужским зрителям по душе: зал смеялся, ошарашенный пестротой бурлеска. Его создатель, Валерий Кириллов, известен нашей публике по работе «Примадонны, или Шоу продолжается». Эксцентрика — призвание Валерия Юрьевича, и новая комедия из мещанского быта подтвердила кредо режиссера. Заслуженный артист России Валерий Кириллов сыграл на сцене Ярославского театра более 45 ролей, среди них — Сирано де Бержерак, Лаэрт, Глумов, де Грие… Как режиссер наш гость создавал спектакли по детским сказкам, драме Ж. Фейдо «Дамский портной», девять лет преподавал в Ярославском государственном театральном институте.

Постановщик перед премьерой сказал о задаче спектакля так: «Кто же признает, что он выпивает лишнее, предает? Только увидев недостатки других людей, пусть театральных персонажей, мы сможем сделать выводы для себя». Особенно убедительно эти слова звучали из уст подвижного и поджарого гостя, явно дружащего с самодисциплиной и не дающего себе поблажек.

Свирид Петрович Голохвостов — промотавшийся цирюльник, а по-модному говоря, парикмахер, жаждет сменить имидж и перебраться в «средний класс». Воплотивший его артист Игорь Кумицкий вышел, натурально, весь в розовом атласе и в парике под «Стилиста всея Руси» Зверева. Цирюльник танцевал, дарил невесте цветы, ухаживал за бедной красавицей и богатой некрасавицей и достиг-таки желаемого благополучия.

Для актрисы Ирины Шуркиной роль Прони Прокоповны Пупко стала звездным часом, она убедительна, органична, искренне оправдывает и жалеет свою героиню. Да, Проня звезд с неба не хватает, она просто «смышляет жениха — в том нет еще греха».

— Что нужно для семейного счастья? — спросили мы Ирину Шуркину.

— Хотя бы одному из супругов нужно по-настоящему хотеть брака, а второго можно «подтянуть». Проня создаст Свириду такую «райскую жизнь», что он поймет, что больше ему ничего не будет нужно. В этом браке каждый получил то, что хотел.

Ирина Шуркина не побоялась роли клоунессы в «драматическом цирке» Валерия Кириллова. Когда она выезжает на сцену в автомобиле (наверное, первом на Крещатике), зрители чувствуют «запах цивилизаций» — у средства передвижения — настоящий двигатель, работающий на бензине! Точно как определил подобное чудо Остап Бендер: «Посмотрите, немного выдумки — и из швейной машинки «Зингер» получилась прелестная сноповязка».

Кого только не было на том киевском карнавале! Акробаты играли мускулами и гирями, «наложницы» щеголяли в таком неглиже, что не решусь описать, «янычары» яростно вращали очами и мечами, Химка — служанка подавала самовар на пуантах, парубки дрались так, что над плетнем реяли побеждённые. В общем, как сказала Проня: «Вы театры любите? Мне цирк ближе…».

Завсегдатаи Калужской драмы рискуют не узнать в ролях пышных Явдокси и Секлиты стройных актрис Тамару Глеклер и Надежду Ефременко. Сколько поролона пришлось на них надеть для создания «украинской породы»!

Все артисты играют с азартом и удовольствием, зал с готовностью смеётся. Заслуженный деятель искусств России художественный руководитель Калужской драмы Александр Плетнев отозвался о постановке словами Фомы Опискина из гениального «Села Степанчикова» Фёдора Достоевского: «Полковник, я в недоумении…».

Театр «курируют» сразу четыре музы, и «Вампука» так же логична на подмостках, как и «Гамлет». Не каждый день пить «вдову Клико» под чёрную икру! Ведь театр — и храм, и балаган, в нём возможны и светлые слёзы, и громкий «гогот» с украинским «хвасоном».