Невозможное возможно

Как украшают любую экспозицию внятные экспликации! Образец таковой обнаружили на стене Синего зала гости галереи «Образ», пришедшие порадоваться выставке «Невозможные объекты». Как украшают любую экспозицию внятные экспликации! Образец таковой обнаружили на стене Синего зала гости галереи «Образ», пришедшие порадоваться выставке «Невозможные объекты».

Надпись гласит: «Невозможные объекты» — это особый вид объектов в изобразительном искусстве. Как правило, их называют так потому, что они не могут существовать в реальном мире. Это геометрические фигуры, нарисованные на бумаге, которые произведут впечатление проекции трехмерного объекта, но при внимательном рассмотрении становятся видны противоречия в соединениях элементов фигуры. Невозможные конструкции известны с давних времен. Они встречаются на иконах средних веков. «Отцами» невозможных фигур считаются Оскар Реутерсвард и Морис Эшер. Сегодня такие картины относятся к направлению имп-арт, от английских «невозможный» и «искусство».

Именитые художники, представившие работы, — реальные «двигатели» современного искусства.

Вячеслав Колейчук знаком вам, уважаемые читатели, по фильму «Кин-дза-дза», для которого он соорудил гравицапу и прочие космические объекты. Архитектор, художник, теоретик искусства представил реконструкцию знаменитой скульптуры авангардиста начала века Наума Габо (кстати, уроженца соседнего Брянска). Вячеслав Фомич, профессор МАрхИ, лауреат Госпремии России, — участник представительных выставок кинетического искусства по всему миру. Его работы — настоящий аттракцион, чего, например, стоит оловянный «Овалоид» — и арт-объект, и благозвучный музыкальный инструмент, на котором однажды удалось поиграть вашему корреспонденту. Плывет по синей стене крайне декоративная рыбка, состоящая, как фрактал, из чешуй — рыб, — «Воспоминание Эшера» И. Бондаренко.

Фотопечать Максима Киреева следует традиции известного художника И. Б. Порто и похожа на изящные вырезки из бумаги, наложенные на темные фоны. Вспоминаются изумительные картины — иллюзии Вазарелли, где параллельные прямые художник заставляет «свернуться в кольцо».

Константин Худяков создал серию «Искусство высокого разрешения. Буквы русского алфавита». На холстах размером 160 на 110 сантиметров разлеглись банановые шкурки как «мера всех вещей», из которых сложены буквы, вписанные в круг. Действительно, от зверей (в лучшую сторону) отличает человека только речь. Ей — первое место! Константин Васильевич — заслуженный художник России — стремится воплощать синтез искусств, вводя в свой арсенал аэрограф, видеокамеру, видеопроектор.

Убедительная серия О. Ероховой «Лабиринты» сделана «на века» — горячие эмали на медном листе. Лабиринты всегда были популярной головоломкой — от времен Минотавра до сего дня.

«Невозможная скульптура» А. Шпаковского создана из изогнутого стального прута. Объекты абсолютно реальны, не иллюзорны, и под определение имп-арта не подходят. Но псевдопалеолитические антропоморфные формы его лаконичны и выразительны. Множество экспонатов, выполненных на стыке дизайна и искусства, приоткроют для зрителя дверь в старую и новую историю искусства. Воздух зла был гармонизован необычными звуками, исполненными на первом электромузыкальном инструменте — терменвоксе. Когда ваш корреспондент была в школьном возрасте, на экскурсии в Дом занимательной науки ей удалось поиграть на этом изобретении Льва Термина. В 1918 году он предъявил этот ящик с антенной Ленину, и Ильич сумел без подготовки сыграть на нем «Жаворонка» М. Глинки. Очарованный глава государства велел изготовить инструменты в промышленном масштабе и разослать по областным центрам как одно из чудес электрификации. Кое-где они пережили бури XX века.

На открытии экспозиции на терменвоксе («голос Термена») сыграл внук изобретателя Петр Термен, преобразуя мановения руки — колебания воздуха — в электроколебания, которые через динамик наполнили зал «марсианским» звучанием.

Выставка расширит горизонт многих любителей искусства, побудит искать гармонию в ритме фонарей, окон зданий и даже дорожной «зебры» — красоту можно найти во всем!