Бабушкины куклы

Как завороженные внимали второклашки рассказу мастерицы о волшебных свойствах, долгой истории кукол. На экскурсии в Калужский Дом мастеров школьники увидели целую галерею кукол-оберегов на все случаи жизни.

Как завороженные внимали второклашки рассказу мастерицы о волшебных свойствах, долгой истории кукол. На экскурсии в Калужский Дом мастеров школьники увидели целую галерею кукол-оберегов на все случаи жизни.

Наталья Торбенкова, автор экспозиции, сменила много профессий — журналиста, социолога, психолога, специалиста по PR. Сейчас, после выхода на пенсию, Наталья Владимировна сотрудничает с первым биографом, создателем и первым директором музея Булата Окуджавы в Переделкине Маратом Гизатулиным, помогает собирать свидетельства калужского периода жизни барда.

Мастерица с детства делала кукол, она увлеклась народным творчеством от мамы, знавшей много сказок, песен, частушек, присловий.

Работая в областном центре народного творчества, энтузиастка много ездила по краю, знакомилась с фольклором, традиционной игрушкой, еще сохранившейся в отдаленных деревнях в 80-е годы XX века. Встреча с художественным руководителем общества «Ремесленная слобода» Верой Москалевой и народным мастером Риммой Тарасовой толкнула Наталью Торбенкову к новому полю деятельности. Она наделала столько кукол, что они не помещались в доме! Часть персонажей продавалась, дарилась, часть «путешествовала» по выставкам. Обнинский педагогический центр дважды проводил выставки этих экспонатов в своем Музее кукол. Позже появились чисто народные калужские кукольные типажи: «Гамаюнка», «Желанница», «Косоручка»…

Куклы — реконструкции иногда поражают своей историей, которую не придумать. Однажды Наталья Торбенкова встретилась в электричке с москвичкой Татьяной Свистуновой, и та поделилась с ней воспоминаниями детства. «Наша мама каждый год накануне праздника Рождества Богородицы (21 сентября) делала куклу. С этой куклой она обходила весь дом, двор, скотину, огород. Потом ставила куклу на стол, и там она стояла весь день праздника. После праздника кукла вешалась на стену справа от икон. Играть с ней не разрешалось. А когда мама делала через год новую куклу, то старую отдавали детям играть, только снимали с нее младенца и большой платок. Это переходило новой кукле». Из какого домонгольского времени, от какой Макоши дошло до XXI века это эхо «старины глубокой»?

Не менее поразительна кукла «Орловская мадонна». Народные источники утверждают: эту куклу делали старшие сестры для младших, чтобы те играли с ней в «дочки-матери». Кукла схожа с иконой «Прибавление ума», на которой Богородица и Младенец спелёнуты одной фелонью (плащом).

Когда иные экскурсанты спросили, а были ли куклы — мальчики, то услышали, что персонажей мужского пола заменяли палочкой. Никакого Кена не было в старину! Оно и понятно: девочки играли в кукол, нянча их как детей, а мальчики готовились к роли охотника, пахаря, строителя — развивали глазомер, играли в городки, бабки, удили рыбу, искали птичьи яйца…

Кукла «Одноручница» — наставление супругам, её дарили на свадьбу. Эта фигурка «женщина-мужчина», имеющая одну руку. Супруги могут иметь разные мысли (две головы), разные желания (два тела), но действовать они должны как одно целое (одна рука), приняв одно верное решение, полезное для обоих.

Кукла «Желанница» — уменьшенное изображение идола, божества славянского пантеона. Ей, как и древнему изваянию, приносили жертву — ленточку, лоскуток, чтобы желание исполнилось.

«Подорожница» — совсем крохотная. Оно и понятно — матери и жены вешали ее на шею отправлявшимся в путь близким. Говорят, что эти куклы — амулеты в русских деревнях в послевоенные годы надевали на шею сыновьям, провожая их на срочную службу в армию.

Кукла-перевертыш «Невестка-свекровь», она же «Старуха-молодуха», имеет одну двойную юбку и два тела. Поднимешь один конец вверх — нарядная барышня, другой — скромно одетая матрона. Образ этот — модель космоса: и песочные часы времени, и зима-лето, и день-ночь, и Венера утренняя-вечерняя…

А вот редкое исключение — реконструкция «мужика Прока» — хранителя семейного достатка. Кудлатый, бородатый домовой создан на основе «Калужской городской» куклы по идее художницы Веры Москалевой.

В век пластмассы и прессовки как дороги эти теплые напоминания об исконном сельском быте, о традиционных женской и мужской ролях, о досуге, который отдавали рукоделию! Может быть, кто-то из юных посетителей выставки, вернувшись домой, попросит: «Бабушка, сделай мне такую куколку…»