Дверь в истину

Если вас, уважаемый читатель, навскидку попросить назвать поэта, то вы произнесете Пушкин, фрукт — яблоко, цветок — роза, гравер — Дюрер.

Если вас, уважаемый читатель, навскидку попросить назвать поэта, то вы произнесете Пушкин, фрукт — яблоко, цветок — роза, гравер — Дюрер.

Дюрер — идеальное воплощение, почти по Платону, художникагравера. Уникальной для провинции выставкой «Мир Альбрехта Дюрера» из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина поразил калужан областной художественный музей. Шестьдесят эстампов из серий «Апокалипсис», «Страсти», «Жизнь Марии» — святыни мирового искусства. Кажется, даже молекулы воздуха в их присутствии слагаются в гармоничный кристалл. Что за чудесная рука создала эти шедевры?

Альбрехт Дюрер (1471-1528) родился в немецком Нюрнберге в семье ювелира, «понаехавшего» из Венгрии. У Дюреров было восемнадцать детей, из которых выжили восемь. Будущий гений был третьим ребенком и вторым сыном. Свою венгерскую фамилию Айтош («Дверь») Дюрер-старший перевел на немецкий, и под влиянием французского произношения получилось известное всему миру звучание.

С детства мальчик дружил с сыном одного из самых просвещенных людей Германии -Виллибальдом Пирктеймером. С шести лет Альбрехт посещал латинскую школу, а в 15 лет стал учеником нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута. О своей жизни Альбрехт подробно рассказал сам в «Семейной хронике», одной из первых автобио-графий в истории искусства. Скрупулезный автор оставил нам даже подробные отчеты о своих доходах и расходах! Первой работой художника стала иллюстрация «Танец смерти» для «Книги хроник».

Двадцатидевятилетний Дюрер по обычаю времени отправился в четырехлетнее путешествие для окончательной «полировки» образования. Он объездил Германию, Швейцарию, Нидерланды, совершенствовал технику гравюры в мастерских лучших художников и создал свою собственную уникальную технику — резную гравюру на медном листе с последующим травлением. Альбрехт участвовал в создании гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта, комедиям Теренция, роману «Туринский рыцарь», молитвенника. В Страсбурге Альбрехт создал «Автопортрет с чертополохом» и отправил в подарок невесте. Это первый самостоятельный портрет в истории искусства! Над своей головой художник начертал: «Моя судьба — движение вперед согласно верховному Порядку».

Вернувшись домой, поклонник идеи Дао женился на дочери друга своего отца, члена Большого совета города, и завел свое собственное дело — граверную мастерскую. Уже через два месяца после женитьбы Дюрер отправляется путешествовать по Италии, позже он дважды повторит паломничество к художественным сокровищам этой страны. Акварели, написанные там, вы, уважаемый читатель, могли бы принять за листы Максимилиана Волошина, так по-японски они прозрачны и абстрактны. Поразительны и живописные работы Дюрера («Мадонна с чижиком», «Христос среди учителей»). Они произвели в Венеции такой фурор, что городской совет предлагал художнику годовое содержание в размере 200 золотых дукатов, с тем чтобы он задержался в водной республике.

Но истинным делом жизни гения стала гравюра. Дело в том, что книгопечатание было изобретено лишь за 20 лет до рождения нашего героя, и иллюстрирование первых книг было делом новым и абсолютно творческим — подражать было нечему. Альбрехт создал гравюры для «Сборника комедий и стихов», «Четырех книг о любви» Росвиты, для друга Пиркгейма проиллюстрировал рисунками труды Лукиана, Фукидида, Теофраста, Аристофана, Аристотеля…

Тридцатишестилетний Дюрер — член Большого совета Нюрнберга, домовладелец, востребованный живописец. Но купцы смотрели на него как на ремесленника с девизом «Нраву моему не препятствуй», поэтому Дюрер сосредоточил свои усилия на гравюре, где он мог полно воплотить свои идеи. Поразительные описания, расшифровки гравюр гения дал в своих конгениальных лекциях, читанных им во ВХУТЕМАСе, отец Павел (Флоренский), трогательный и мудрый анализ провела в книгах и фильмах искусствовед Паола Волкова. Что там расшифровывать, ведь картинка — не математический трактат. Ан нет, Дюрер был ученым — энциклопедистом, теоретиком искусства, основоположником сравнительной антропометрии, физиогномики, гуманистом, с жаром принявшим Реформацию. Весь объём мировоззрения истинного сына Возрождения выражен в черно-белых листах, вместивших Космос.

Дюрер создал 374 гравюры на дереве и 83 — на меди, о которых Эразм Роттердамский писал: «Чего только не может он выразить в одном цвете! Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своей гранью». Кураторы выставки заверили нас, что все представленные эстампы — прижизненные. Атрибуция отпечатков — проблемное занятие, ведь Дюрер сам столкнулся с подделкой своей печатной графики и даже обращался к властям за помощью.

Что же на этих небольших, но монументальных оттисках? Певучие линии завиваются венками и вихрями, трансцендентные и имманентные сущности шествуют рука об руку. А вот герои Евангелия, одетые по последней моде XV века, — как бы вам понравилось Святое Семейство в джинсах? А ведь именно так, как современников, раньше изображали лица Священной истории: «И каждый день всё та же среда», — как поёт Гребенщиков.

Вот «Тайная вечеря», и на блюде перед Христом остатки трапезы — козленок, от которого остались лишь «рожки да ножки», — как предсказание того, что случится через три дня. А вот «Бегство в Египет» — Иосиф ведет в поводу не только осла, на котором едут Мария с Младенцем, но и корову — кормилицу. Хрестоматийные и почему-то завораживающие «Три крестьянина», оказывается, размером с ладонь!

Эти изображения так прекрасны, что выдерживают любое увеличение. «Танцующие крестьяне» — сама жизнь: супругам дела нет, что через дырявые подметки башмаков выглядывают пятки, они сейчас сыты и знай себе отплясывают, хоть и не юные. Сам Дюрер имел крайне изящное сложение, а его персонажи кряжисты и полновесны — владельцы и работники земли и природы. Среди героев «Больших страстей Христовых» — портреты друзей художника, и даже изображение его любимой собаки. Дюрер не идеализирует людей, среди его персонажей вся палитра натур — от святости до подлости, от доброты до жестокости.