«Пир королей»

Двадцать второго октября художественный проект «Стол» собрал в областном художественном музее творцов и любителей искусства. Получился взрывной эффект синергетики «совместного действия» — вдвойне художественная акция.

Двадцать второго октября художественный проект «Стол» собрал в областном художественном музее творцов и любителей искусства. Получился взрывной эффект синергетики «совместного действия» — вдвойне художественная акция.

Щедрый художник и щедрый человек Марк Маргулис пригласил за стол старых и новых друзей отпраздновать 65-летие. Проходили на пиршество «тесными вратами» — через деревянные инсталляции с колокольчиками, призывавшими оставить за порогом повседневные заботы и скуку. Ветер живой музыки и тропически-субтропических ароматов срывал с плеч унылый плащ банальности, и, о чудо, мы оказались в стране русского авангарда!

Действительно, чем знаменита Россия (кроме водки и черной икры)? Иконопись, Достоевский, авангард. Если мы льстим себе тем, что Брюллов «пахнет Рафаэлем», а Пименов — Писарро, то для мира дух Кандинского, Малевича, Филонова и т.д. и т.д. — проводник нового «крещения». На выставке не было ничего поддельного — ни натянутых улыбок, ни тягучих взаимных похвал, ни ГМО в еде, ни красителей в вине, ни рабского подражания в творчестве. Современники принесли свои работы как дань восхищения ушедшим гениям.

Марк Маргулис готовил эту выставку, почитай, всю жизнь. С детства учился у родителей готовить, красиво накрывать на стол, вести искусство застольной беседы. Эти традиции он сохранил и старается привить своим многочисленным ученикам, коими теперь стали и калужане. Но самыми высокими (в прямом и переносном смысле) гостями стали Леонардо, Рафаэль, Ботичелли, Босх, чьи скульптуры окружили стол. Голова Леонардо была так высока, что пробила бы потолок калужского зала, и Марк Маргулис оставил ее в гараже. Чело Рафаэля мы увидели позже, в сумерках, когда над плечами Мастера загорелась звезда — хитроумный символ, динамическая световая инсталляция. Изображения гениев были подобны башням из черного дерева, тем самым выстроенным внутри своих душ, в которых художники спасались от грязи земли.

Волшебный домик, «портрет» Босха, увенчала рыбка из его картины «Корабль дураков», и, войдя в дом через одни и те же двери, зритель мог направиться по белым плиткам пола в рай, а по черным — в ад. «Портрет» Божественного Микеланджело, за любую работу бравшегося титана, снабжен четырьмя руками и смотрит вверх. После росписи Сикстинской капеллы подвижник долгое время не мог опустить голову — какой символ! Так и читает великий итальянец письмо от москвича Марка — держа его над собой. Да-да, наш современник сумел вступить с гениями в переписку, они благожелательно откликнулись ответными посланиями и теперь регулярно посещают открытия выставок Марка Маргулиса.

Дело в том, что проект «Стол» возник еще в 90-х годах прошлого века, и нынешнее его воплощение — пятая репетиция праздника. Когда автор сочтет, что спектакль обрел абсолютные формы? Цель — ничто, движение — все. И в коловращении вокруг стола вслед за мэтром мы узнали столько интересного о нем самом и истории искусства…

Уважаемые читатели, ходите на открытия выставок! Если вам чтото неясно в идее экспоната, подойдите к автору, возьмите его за рукав и задайте прямой вопрос. Это не правда, что художник ответит «я так вижу!», нет, он попытается, подобно щедрому на метафоры Марку Маргулису, ввести вас на свою творческую «кухню».

Конечно, именинник был представлен на торжестве не только во плоти, его очень похожее скульптурное изображение мудро держало в руке зонтик — ведь в небе не только ангелы летают…

Друзья и ученики вторили юбиляру и буквой, и духом своих работ. Вот холст «За столом» Владимира Белоуса: 18 гениев от Леонардо до Пикассо обступили пиршественный стол, и все они в тех образах, в которых они сами написали себя на самых известных автопортретах.

Необъятная экспозиция покажет вам тайну тайн — что внутри «черного ящика» личности. Термин, придуманный кибернетиками для обозначения неизвестных процессов, лучше всего подходит к инсталляции Александра Кацуры «3 ящика». Работы Максима Митлянского, Игоря Химича, Татьяны Ломакиной — Травкиной, Виктора Шлюндина, Алена Нкуа, Александра Майорова будут ждать вас до 3 ноября и проведут желающих по лабиринту живописи XX века, а то можно отстать — уже XXI век на дворе!

Отдельная тема — детские рисунки в экспозиции: они не отличаются от работ мэтров. В коллекции — 40 тысяч детских рисунков, и не за горами открытие музея для их экспонирования в Москве в Международном художественно-культурном центре Марка Маргулиса. Нет в детских работах и следа «натасканности», «руки учителя», рабского заимствования, желания понравиться — только чистая радость творчества.

Логика развития искусства в онтогенезе и филогенезе — вот всеобъемлющая тема выставки. «Пир королей» — название картины Павла Филонова, рассказывающая о величии и драме царя земли — человека. Таков «Стол» Марка Маргулиса, приходите угоститься сочно-терпкой сладостью его яств.