Ностальгия Кориных

Проект областного художественного музея «Хронограф — 2013» развивается, и его «путь» достиг особой для русского искусства даты — 150-летия со дня основания Артели художников (1863), в дальнейшем преобразованной в Товарищество передвижных художественных выставок (1870 — 1922).

Проект областного художественного музея «Хронограф — 2013» развивается, и его «путь» достиг особой для русского искусства даты — 150-летия со дня основания Артели художников (1863), в дальнейшем преобразованной в Товарищество передвижных художественных выставок (1870 — 1922).

Выставка одной картины представляет «Возвращение» А.М. Корина. Нет, художник — не автор «Руси уходящей», «Александра Невского». То — его двоюродный брат, Павел Дмитриевич Корин. Оба художника впитали тягу к ремеслу с молоком матери, родились в семье крестьян-иконописцев в центре традиционной иконописи — селе Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии. Первые уроки одаренный мальчик брал у своего дяди, отца Павла Корина, затем с десяти лет обучался в школе иконописных мастерских Троице-Сергиевой лавры. С 11 лет шлифовал мастерство в частной иконописной мастерской в Москве. В 19 лет А.М. Корин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его занятиями руководили братья Сорокины, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, В.Г. Маковский, В.Д. Поленов. За картину «После обедни» в 1889 году при выпуске юноша был награжден Большой серебряной медалью и получил звание «классного художника».

Наверное, нелегок был путь от воспринятого в детстве образного, красочного символизма иконы до реализма, но уже с 1891 года А.М. Корин начинает участвовать в выставках художников-передвижников, а с 1895 года становится членом товарищества и занимается их организацией в 1900 и 1902 годах.

Картина «Возвращение» — одна из последних работ художника. Весенний день, лист на берёзе ещё не полностью развернулся, может быть, перед нами — Святая неделя Пасхи. Недалеко от Палеха, в селе Нижний Ландек (ныне Пестяковского района Ивановской области) стоит пышный, ухоженный Троицкий храм. С его шатровой колокольни только что отзвучал трезвон «отпуста» с литургии.

По грунтовой дорожке в имение возвращаются местные помещики — старик в канотье, дама и маленькая девочка в светлых шляпках. Они уже отошли от освещённого храмового комплекса, на семью падает тень холма, и движутся они справа налево, «в сторону заката» по логике смотрящего на картину. Отсюда — грусть и тревога безмятежной, казалось бы, композиции. Может быть, дворянское семейство наездом из Ниццы посетило родные пенаты и скоро уедет к тёплому чужому морю? Будет ли им куда вернуться в следующий раз? Художник, в отличие от своих персонажей, знает будущее, судьбу церкви, имения, прихожан и «захожан» — иных уж нет, а немногие выжившие — далече.

Как знаменитый брат, А. М. Корин отдал долг России, «ветхой деньми», но могучей вековыми характерами, сильной женственной красотой своей природы. «Что пройдёт, то будет мило» — лейтмотив картины, изобразившей призрак минувшего.