С обменом полиса можно повременить?

Система обязательного медицинского страхования гарантирует человеку своевременное лечение. Однако в процессе получения медицинской помощи у граждан возникает немало вопросов разного характера. Система обязательного медицинского страхования гарантирует человеку своевременное лечение. Однако в процессе получения медицинской помощи у граждан возникает немало вопросов разного характера.

Наиболее интересующие из них мы решили задать представителям Территориального фонда обязательного медицинского страхования. В редакцию пришли начальник отдела ОМС Фонда медицинского страхования Оксана ФЕДОРЕЕВА, начальник отдела защиты прав застрахованных и организации экспертизы качества медицинской помощи Сергей ВОРОНИН, врач-специалист отдела защиты прав застрахованных Галина ЖДАНОВА.

— Каков срок действия полиса старого образца? Стоит ли спешить с его обменом на новый?

Оксана ФЕДОРЕЕВА:

— Полисы единого образца начали выдаваться с 1 мая 2011 года. Для граждан Российской Федерации они являются бессрочными, а для иностранных граждан действительны на срок их пребывания на нашей территории. На сегодняшний день 78 процентов жителей Калужской области уже получили новые полисы.

Что касается полисов старого образца, они действуют до замены их на полисы единого образца, помощь по ним оказывается бесплатно. Но менять их, конечно, нужно.

Галина ЖДАНОВА:

— Если вам в регистратуре будет отказано в записи на прием к врачу в связи с истечением срока действия полиса старого образца, знайте, что это неправомочно. По закону полис нужно было заменить до 31 декабря 2013 года, но срок его действия продлили.

— Как можно оформить полис обязательного медицинского страхования новорожденному малышу?

— Полис оформляют либо родители ребенка, либо его законный представитель, то есть опекун. Одному из родителей необходимо обратиться в страховую медицинскую организацию, написать заявление. С собой папе или маме нужно захватить документ, удостоверяющий личность. К заявлению прилагаются свидетельство о рождении ребенка и СНИЛС, при его наличии. Тут же выдается временное свидетельство, которое действительно тридцать рабочих дней. В течение этого срока будет изготовлен полис единого образца. Страховая организация известит вас о его готовности и необходимости его получения.

— Сегодня существует возможность выбора страховой организации. Где можно получить информацию о них?

— Консультацию можно получить у нас по телефонам «горячей линии»: 8-800-450-11-81, 8(4842)72-45-46. Также исчерпывающая информация есть на сайте ТФОМС, где выложен рейтинг страховых медицинских организаций с критериями их оценки, такими, например, как численность застрахованного населения, наличие пунктов выдачи полисов ОМС, количество врачей-экспертов в каждой из страховых организаций и прочее.

— Бывают ситуации, когда человеку нужно попасть в поликлинику или в больницу, а полиса с собой не оказалось. В некоторых медицинских организациях в этом случае предлагают пройти платное обследование или лечение. Правомерно ли это?

Сергей ВОРОНИН:

— Если нужна экстренная помощь, то наличие или отсутствие полиса ОМС не играет роли. Этот вид помощи любому гражданину оказывается бесплатно, в том числе и иностранцу. А если человек пришел в поликлинику по каким-то причинам без полиса, но с паспортом, регистратура имеет возможность установить наличие полиса обязательного медицинского страхования у данного гражданина. Сотрудники регистратуры могут связаться с представителем Фонда ОМС и уточнить информацию о наличии полиса и сроке его действия. Неправильно отправлять посетителя домой за полисом или предлагать получить платную помощь. В противном случае стоит обратиться к заведующему поликлиникой, главврачу или его заместителю. И наконец, можно связаться с нашими специалистами, и мы решим вопрос в пользу пациента.

— Существуют ли виды помощи, не входящие в программу обязательного медицинского страхования, которые всегда оказываются платно?

Г.Ж.: — Не входят в программу бесплатных видов медицинской помощи косметологические, сервисные услуги, зубное протезирование.

— Может ли сегодня пациент наблюдаться и лечиться в поликлинике по месту жительства, а не по месту прописки? Как на деле реализуется право гражданина выбирать медицинскую организацию и врача?

Г.Ж.: — В законе об охране здоровья граждан четко написано, что основным принципом оказания медицинской помощи был и остается территориальный. Это удобно как пациентам, так и медперсоналу.

Раз в год можно поменять лечебное учреждение, но для этого нужно написать заявление на имя главного врача той поликлиники, куда человек хочет прикрепиться. Главврач принимает решение, может ли он взять на обслуживание обратившегося гражданина сверх установленного норматива. В первую очередь учитываются нагрузка участкового врача — терапевта или педиатра — и его согласие.