Корни злободневности

Многие мероприятия, посвященные 400-летию дома Романовых, проходят на Калужской земле, но экспозиция в палатах Коробовых — одна из самых значительных.

Многие мероприятия, посвященные 400-летию дома Романовых, проходят на Калужской земле, но экспозиция в палатах Коробовых — одна из самых значительных.

Палаты, построенные более 300 лет назад для «старосты земской избы» (таково название должности) Кирилла Ивановича Коробова, как нельзя более подходят для выставки из фондов краеведческого музея. Три зала плотно «заселены» объектами живописи и графики, оружием, предметами быта, документами…

Даже просто перечислить на этой полосе их нет никакой возможности: от Михаила Федоровича до Николая II история России встает перед посетителем.

Парсуна (персона) Михаила Романова, первого царя династии, — один из первых светских портретов. Одетый в византийское платье, блещущий жемчугами и самоцветами барм и собольей шапки Мономаха, боярин трижды отказывался от тяжкого бремени власти — видно, его томили ненапрасные дурные предчувствия.

Воспроизведение картины К.В. Лебедева «Послы к боярину Стрешневу» (1899 г.) показывает буколический сюжет — будущий тесть царя сам пашет землю, и на поле его настигла радостная весть о том, что его дочь станет царицей. Портрет её сына, Алексея Михайловича Тишайшего, изображенного неизвестным художником XIX века, представлен рядом. Деятельный владыка издал тьму законов и дал жизнь не только городам Иркутск, Нерчинск, но и шестнадцати детям, и один из них — Петр I… Для калужан особый интерес представляют три царицы Романовы: Евдокия Лукьяновна Стрешнева, Евдокия Федоровна Лопухина и Наталья Кирилловна Нарышкина, избранные на эти «должности», кроме политических соображений, за образцовую красоту.

Гениальное прозрение неизвестного липецкого литейщика — оттиск тяжелой руки. Петр I, «поднявшего Русь на дыбы». Оттиск сделан со следа руки царя, оставленного им на песке на месте закладки чугунолитейного завода в 1707 году. Здесь же — изящный автограф венценосца, дающий пищу для ума психологам.

Каждый экспонат снабжен подробной экспликацией — из чего он сделан, как добыт, какую деталь истории иллюстрирует. По-хорошему на эту выставку нужно прийти хотя бы дважды — иначе такую массу сведений не осознать. Вот, например, символ Петровского времени — кубок «Шутиха»- не зная его секрета, непременного обольешься. Сделан он на Измайловском заводе, и внутри него — сифонная система трубочек. Так император «штрафовал» опоздавших на «ассамблеи».

Поразительный экспонат — надгробная плита с могилы Екатерины — Малой, Екатерины Дашковой из села Троицкого.

Рядом — гравюра с изображением опальной княгини, главы Академии наук, и от чепца дамы исходят лучи просвещения.

Мила интеллигентскому взору реконструкция первого здания Калужского театра 1771 года работы художника Н. Расщектаева.

Памятник новой истории — подаренный Президентом Путиным набор медалей «В память 200-летия Отечественной войны 1812 года» с изображением ключевых сражений.

Не все экспонаты выставки- предметы роскоши. В простых людях тоже надо было крепить верноподданнический дух. Вот полотняный платочек с изображением Александра I. Вот фаянсовый медальон с портретом Александра II, изготовленные на Мальцовском завода в селе Песочня Жиздринского уезда.

Крохотная домодельная кружевная салфеточка в технике «перевить» изображает двуглавого орла. Для нижних армейских чинов, приглашенных на коронационные торжества Николая II, на Кузнецовском заводе был изготовлен столовый набор из трех предметов, глазурованный зеленой эмалью селадоном. После обеда его полагалось унести в подарок…

Подлинная фотография открытия памятника в честь приезда Николая II в Калугу, снятая Ф.Ф. Протасевич 30 июля 1908 г., удивляет пустынностью тогдашнего пейзажа. А вот и сам приезд императора 7 мая 1904 года, он напутствовал войска калужского гарнизона, отправлявшиеся на бесславно закончившуюся для империи русско-японскую войну.

Выставка очень взвешенна, далека от благости и сусальности. Представлены «взгляды со стороны» на Романовых и их политику, например, французская карикатура 1830 — 1850-х годов с названием «Волосы красивого Николая. Ещё несколько побед типа тех, что я выиграл до сих пор, и я останусь в одиночестве».

А вот трагически запоздавший и выхолощенный Манифест от отмене крепостного права от 19 февраля 1861 года — какому крестьянину-христианину нужна свобода без земли? При осмотре выставки и при выходе поражает отсутствие сменяющих друг друга экскурсионных групп, «хвоста» очереди при входе в музей. Во всех школах, техникумах, вузах изучаются история, литература, философия, а лучшего иллюстративного материала для этих курсов не придумаешь! Экспозиция будет ждать гостей до конца года, будить их воображение, подталкивать к анализу прошлого и настоящего. «Чтобы стоять, надо держаться корней!».