Долгий путь к демократии

В областном парламенте в преддверии празднования 20-летия Конституции РФ состоялось заседание «круглого стола» на тему «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — представительный и законодательный орган Российской Федерации». В областном парламенте в преддверии празднования 20-летия Конституции РФ состоялось заседание «круглого стола» на тему «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — представительный и законодательный орган Российской Федерации».

Заместитель председателя Законодательного собрания Галина Донченкова в своем вступительном слове отметила, что на протяжении двух десятилетий перед парламентом стояла масштабная и беспрецедентная задача — создать в новой России принципиально новое законодательство. С этим представительный орган успешно справился. Свой новый облик парламентаризм получил именно при новом Законе страны.

Двадцать лет были непростым периодом в истории России. Менялись президенты, менялись политические курсы и настроения общества. Всё это — часть жизни председателя Законодательного собрания первого созыва, а ныне представителя Совета Федерации Валерия Сударенкова. В его памяти — этапы становления российской демократии. 85-й год — перестройка, 86-й — новое мышление, 87-й — хозрасчет (который никто не мог понять), 88-й — реконструкция политической системы, 89-й — угроза Федерации. А 91-й — развал страны.

Серьезными потрясениями запомнился 93-й год, когда начала рождаться новая Конституция. Люди ждали перемен, новых справедливых законов. Но главный Закон был в процессе длительного обсуждения. В июне было создано большое конституционное совещание, в котором принимали участие представители власти, политики, партийные лидеры, ученые, философы. Накал разногласий был огромный. Но до событий сентября и «черного октября» было далеко, и пока шла война мировоззрений. Все пытались найти причину конфликта законодательной и исполнительной власти. «Совет и демократия несовместимы», — считал Борис Ельцин, имея в виду Верховный Совет. Эта его точка зрения и привела к противостоянию президента и депутатского корпуса.

22 июня 93-го года проект Конституции был вынесен на референдум. В это же время Верховный Совет проводит серию сборов по поводу «тяжелого положения в стране». Но это был лишь протестный акт, направленный на неприятие ельцинского варианта Конституции.

Известные политики этот вселенский спор комментировали по-разному, например: «Конституция, навязанная народу, просуществует недолго», «В президентском проекте заложена мина», а кто-то даже усматривал в одном из вариантов «монархический уклон».

Потом пошли серии обсуждений, споров, несогласий и голосований. Что-то категорически браковалось, с чем-то соглашались. Было даже так, что многим поначалу резало слух понятие «частная собственность», но в итоге к этому привыкли как к неизбежному.

Представитель Совета Федерации от Законодательного собрания Калужской области Алексей Александров с самого начала посетовал, что про Государственную думу людям всё известно. А что такое Федеральное Собрание?

Главное его полномочие — участие в законодательном творчестве Государственной думы. Верхняя палата парламента может закон одобрить, отправить на доработку или отклонить. В её компетенции — утверждение бюджета, налоговая политика, введение военного положения, направление российских войск в горячие точки, изменение границ, назначение судей, послов и даже отрешение от должности президента. В полномочиях этого органа еще целый правовой ряд.

С Государственной думой у палаты много общего, но принцип неизменен — в случае крупных разногласий, касающихся обустройства страны, уметь слушать широкую общественность, а не руководствоваться мнением одного лица в одном кабинете.

В ходе обсуждения участники «круглого стола» согласились с тем, что сегодня парламентаризм в нашей стране находится на принципиально новом витке своей истории. Это доказывает, что Россия последовательно идет по пути демократии.