Опавшие листья

В СМИ тоже бывают премьеры, как и в театре. Двадцатого сентября в белой гостиной газеты «Знамя» в семье» собрались для видео-конференции творцы культуры и её хронологи. За сутки до своей премьеры спектакля «Попытка полёта» заслуженный деятель искусств России, главный режиссёр Калужской драмы Александр Плетнёв рассказал о своих впечатлениях о прошедшем в областном центре фестивале и о многом другом.

В СМИ тоже бывают премьеры, как и в театре. Двадцатого сентября в белой гостиной газеты «Знамя» в семье» собрались для видео-конференции творцы культуры и её хронологи. За сутки до своей премьеры спектакля «Попытка полёта» заслуженный деятель искусств России, главный режиссёр Калужской драмы Александр Плетнёв рассказал о своих впечатлениях о прошедшем в областном центре фестивале и о многом другом.

Новым для нас собеседником стал петербургский театральный художник Николай Слободяник. Николай Леонидович работал и работает в столицах и провинции со многими мастерами. Его декорации востребованы и Львом Додиным, и Александром Плетнёвым, с ним он ставил, например, «Безымянную звезду» в Саратове, «Двенадцатую ночь» в Калуге. У друзей есть ежеосенний обычай «шуршать листьями», зародившийся ещё в те времена, когда они ночь напролёт собственноручно вырезали кленовые листья для своей первой совместной постановки. В студии «Знамени» творцы собрались «шуршать листьями воспоминаний».

Александр Борисович рассказал, что авторам идеи фестиваля старейших театров был артист Владимир Романовский. «Я приехал в Калугу, когда театр вступил в свой 220-й сезон. Тогда мы устанавливали для участников «возрастной ценз». Он составил 205 лет, не ниже! Теперь к показу допускаются «молодые» театры, даже 180-летние. Первый фестиваль совпал с 225-м юбилеем губернии, Калужского края. Театры, которые, как правило, имеют свои фестивали, стали дружить, обмениваться приглашениями на гастроли, постановками. Это немало! Создаётся ли в результате такого обмена общее конкурентное театральное поле страны?

Александр Плетнёв: «Зритель у нас разный и никак не пересекается. Калужский зритель — это феномен, достойный театроведческих научных работ. Он любит театр, и не только наш — любой!».

Николай Слободяник: «В Калуге театр — это композиционный центр города и центр культуры. Я много езжу, это нечасто встречается. Завтрашняя премьера — редкий сегодня пример поэтического театра, воздушного, по такому искусству зритель испытывает голод».

А.П.: «Этот материал мне попался очень давно, и много лет я мечтал его поставить. Но материал очень сложный, ярких попыток воплотить эту пьесу не было. И я вспомнил строки Вознесенского: «Громовый Ливанов, ну, где ваш несыгранный Гамлет?». И я осуществил мечту. И я счастлив, что эта возможность реализована. Такой же желанной для меня была постановка в Саратове пьесы «Дни нашей жизни». Мы назвали её «Лучшие дни нашей жизни». Каждый день жизни — лучший, а иначе и быть не может. Это — моя жизнь!».

Н.С.: «Театр — это не работа. Есть люди тонкой душевной организации (артисты, монтировщики, осветители), которые идут туда, чтобы не погибнуть в мире. Это люди без кожи, это не значит, что они обязательно хорошие, но им нужно духовное соединение с такими же, как они. Но производство в театре очень жёсткое, сравнимое только с архитектурой, проще заработать, торгуя бананами. Причём 70% времени и сил уходит на взаимную настройку понимания, налаживание атмосферы, и тогда быстро возникает музыка.

В связи с премьерой новой формы работы «Знамени» в Интернете наш главный редактор Алексей Слабов поразился парадоксу: согласно опросам общественного мнения люди гораздо больше доверяют Интернету, сетям, чем печатным СМИ и телевидению. И это несмотря на то что «паутина» — вне правового поля, и никто не отвечает за достоверность информации, выложенной в нём, и уровень её изложения. «Мы — одна из двух областных газет, сохранивших корректорскую службу, потому что мы обязаны быть образцом русского языка. Самый главный цензор должен быть внутри автора».

А.П.: «В театре то же самое. В сетях критика спектаклей доходит до невыносимых личных выпадов. Однажды на пресс-конференции я предложил «подпольщикам» выступать со своими критическими статьями лично, глядя в глаза артистам и авторам. Так и делают критики, приезжающие из Москвы и Питера».

Н.С.: «Разбирать наш спектакль «Двенадцатая ночь» приезжал гениальный критик нашего времени, ведущий шекспировед театра Алексей Парташевич. После такой беседы каждому хочется что-то поправить».

А.П.: «На этом разборе Виктор Кропоткин сделал лучшую фотосъемку труппы за всю историю театра. Почти у всех актёров были одухотворённые лица».

Маргарита Разумихина: «Барташевич приехал и уехал, но вы решились создать альманах по культуре Калуги и области, в который вы пригласили писать калужан. Насколько важно для вас будет мнение этих людей?».

А.П.: «У меня в руках сигнальный экземпляр альманаха, который мы планируем выпускать ежемесячно при поддержке министерства культуры Калужской области. Это должен быть вестник культуры, у нас есть о чём и о ком писать. Например, большой материал в первом номере посвящён Обнинску как «Театрограду», его народным театрам. Культурный контекст в Калуге высокий. Взять хотя бы фигуру Олега Акимова с его уникальным проектом, который он осуществляет, опираясь практически только на друзей. Калужская поэзия, живопись, музеи — вот наши темы, решили мы с филологом, редактором Владимиром Карповым, а не только театры.

Театр — самый демократический вид искусства, пусть о нём высказываются все, и Барташевич, и Ваня Иванов».

Н.С.: «Вопрос, кому мы поверим!».

А.П.: «Только в театре-семье, театре-ансамбле сохраняется дух творчества. Я увидел это, объехав многие российские театры. Когда есть доверие, тогда возникает творческое бесстрашие проявить себя».

Н.С.: «Такой театр даже рентабельнее, быстрее даёт хороший «товар», спектакли».

М.Р.: «То есть сначала нужна этика, а за ней эстетика подтянется?».

А.П.: «Этика в театре важна, как и везде».

…Философ Василий Розанов называл свои заметки о пережитом и передуманном опавшими листьям. Наши гости переворошили перед нами впечатления жизни, а мы помним (помним ли?), что все её дни — лучшие…