Если рубашка в полоску…

Появление новой руководящей фигуры в обществе неизменно вызывает повышенный интерес и надежду на перемены. Очередное новое назначение — на пост главы управления образования Калуги назначена Ольга Лыткина. С ней встретились журналисты в пресс-центре «Комсомольской правды». Появление новой руководящей фигуры в обществе неизменно вызывает повышенный интерес и надежду на перемены. Очередное новое назначение — на пост главы управления образования Калуги назначена Ольга Лыткина. С ней встретились журналисты в пресс-центре «Комсомольской правды».

Разговор получился очень интересным. Причина того — умение Ольги Алексеевны вести диалог. В ней нет и намека на чиновничье чванство, а также ставший модным разговор на непонятном языке казенных формулировок. Свою точку зрения она высказывает смело и очень убедительно.

Начали разговор с главного — перехода к новым стандартам. Как скоро это коснется всех школ без исключения? Надо понимать, что модернизация всей системы образования немыслима без тесного контакта с новым техническим сопровождением. И еще широко обсуждаемая тема — введенная форма. Уже есть примеры, когда со стороны учителей случаются неуместные придирки по части одежды ученика.

Был приведен пример одной школы, где классному руководителю не понравилось то, что у мальчика рубашка в полосочку. Это полнейшая глупость, считает Ольга Лыткина. В годы советской власти форма была введена в основном по причине низких материальных возможностей родителей. Если углубиться дальше в историю, в дореволюционные времена, то тогда форма была обязательна. Гимназисты ею даже гордились.

Сейчас все наоборот. Но разнобой в одежде опять же имел отпечаток семейного достатка. Нужно ли детям это демонстрировать или все же лучше сосредоточиться на учебе?

Сегодня условие одно: стиль должен быть деловым, тона одежды приглушенные. Но полоски на рубашке — это не повод лишать ребенка права посещать школу. В любом случае в каждом учебном заведении норма одежды должна быть выработана коллегиально при участии родителей и совета школы. «Я против введения здесь жестких нормативов, — говорит Ольга Лыткина. — Форма — это понятие относительное, и ее введение носит лишь рекомендательный характер».

От детских нарядов перешли к теме питания. История этого вопроса достаточно долгая. Вот скажите на милость, как и чем полезным можно накормить ребенка по смешной цене 30-40 рублей в день? Всё упирается в поставщика и в степень его порядочности. Кто выигрывает в подобных конкурсах? Естественно, та компания, которая предлагает дешевое питание. Но будут ли им довольны дети, ведь ни один предприниматель не станет работать себе в убыток!

Мне приходилось бывать во многих школах и дегустировать блюда из меню. Может, я чересчур привередлива, но точно — я бы всё забраковала. Что и делают дети, отказываясь от обедов. Наверное, настало время подумать об альтернативном питании. Это будет нечто схожее с рестораном, но многие родители, несмотря на удорожание, на это пойдут во имя любимого дитя.

Однако все упирается в существующее столовое оборудование, которое к готовке деликатесов не приспособлено. Не готов к этому и нынешний штат поваров, который и так чрезмерно перегружен объемом работы, к тому же и заработная плата у них невелика. По мнению Лыткиной, настало время подумать о подготовке кадров специально для школьного питания. А пока мы должны всячески лелеять старых, опытных поваров, которые умудряются из ничего сделать приличное блюдо. От талантливой стряпухи зависит и успех учебного процесса. Такие, кстати, есть в 17-й, 28-й, 15-й и еще в целом ряде школ города. По поводу же цен на обеды — существует положение, при котором предприниматель диктует свои цены (кто-то высокие, кто-то пониже) и договаривается с родителями. Успокоиться можно только тем, что до конца года плата останется фиксированной, что как раз и прописано в договорах.

Известно, что в ряде школ города профильным является какойто один иностранный язык. Так, в 10-й — немецкий, в 45-й — английский, в 19-й гимназии — французский. Можно ли ждать от управления образования финансовой поддержки зарубежной практики для наиболее талантливых учеников?

Увы, такие средства не заложены, хотя совершенно очевидна огромная польза такой, пусть даже недельной, поездки. Но если, конечно, родители согласились бы на оплату таких практик, думается, управление образования этот шаг приветствовало.

В последнее время всё чаще школьные учреждения стали относить к сфере услуг. А если так, то к этому вполне применима формулировка, что клиент всегда прав. Клиент — ученик, который все чаще выступает не в роли гонимого и притесняемого, совсем наоборот — учитель стал беззащитен перед малолетними оболтусами. Пока, по словам Ольги Алексеевны, таких примеров вандализма у нас не отмечено. Но школьные психологи должны быть начеку и вести профилактическую работу с теми родителями, чей ребенок неуправляем, однако, на взгляд мамы, его поведение безупречно.

Тему толерантности журналисты постоянно затрагивают, когда речь заходит о школьном образовании. А много ли детей иной национальности пришло в этом году в калужские школы? Да, немало. Однако теперь все они являются гражданами России, так что их отличие в классе заметно лишь в плане их большой языковой отсталости, которую и пытаются устранить учителя. Но вот каких-то серьезных конфликтов между детьми, к счастью, не случалось. Это взрослые всё больше скандалят, что-то делят, вовлекая в разборки и своих детей.

 Задача же школы в данной ситуации — воспитание у детей дружелюбия и радушия, как это было раньше, когда в школе различия по национальному признаку просто не существовало.