Пейзаж как признание

У нашего коллеги открылась персональная выставка! Валерий Манаенков, работавший в «Знаменке» с 1979-го по 1983 год художником печати, представил свои городские пейзажи в галерее «ГТРК — Калуга». У нашего коллеги открылась персональная выставка! Валерий Манаенков, работавший в «Знаменке» с 1979-го по 1983 год художником печати, представил свои городские пейзажи в галерее «ГТРК — Калуга».

Родился художник в городке Семилука Воронежской области, но изображает Калугу с такой любовью, будто это портрет его матери. Улицы и переулки, легендарные города области, вошедшие в былины и истории страны, — его тема.

Валерий Семёнович окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, с 1985 года — активный участник городских, областных, международных выставок, неоднократно награжден на них дипломами.

Персональные экспозиции мастера могли оценить жители Козельска, Малоярославца, Калуги. В залах ГТРК представлена самая полная подборка графики разных лет. Инна Ясюкевич, тележурналист и хозяйка галереи, на открытии выставки назвала Валерия Манаенкова калужским Каналетто. Этот сильный комплимент художником вполне заслужен. Работы яркого представителя жанра архитектурного пейзажа, так называемого ведутто, знаменитого итальянца отличались точным изысканным рисунком, высокой степенью осмысления пространства.

Вы скажете, что Калуга — не прекрасная ухоженная Италия. Что да, то да, но в глазах Манаенкова пыль, грязь, обвалившаяся штукатурка, рытвины на асфальте и плитке не отражаются. Он видит внутренним взором и дарит нам идеальный образ родины. На его холсте храм Христа Спасителя — не «муляж святой Руси», он равновелик небу. Толпы отдыхающих калужан, любующихся возле «шарика» на салют, распределены по площади гармонично, как облака в небесах. «Зимний вид из окна», «Зимние мотивы» — редкая удача, когда художник, сам себя ограничив строгими монохромными рамками, сумел передать квинтэссенцию зимы.

Парафраз «Московского дворика» Поленова — вид на Георгиевскую церковь из некогда зелёного калужского двора. У той же церкви автор изобразил альтер эго с мольбертом — на пленэре художник отбирает приметы реальности штрих к штриху.

«Оптина Пустынь» — отдельная глава в творчестве Валерия Манаенкова, и написана она стихами. Скит, храмы, вид на цитадель веры из Козельска — хрестоматия по истории России. Работы высоко оценили самые строгие судьи — монахи монастыря. Полотняный завод автор населил его знаменитыми, прекрасными и великими владельцами и гостями…

Банальное, но от этого не менее верное высказывание: «красота в глазах смотрящего» полностью характеризует метод художника. Ещё в его глазах есть боль за ту красоту города, которая ветшает без надзора и помощи.

«В Европе, даже в Прибалтике, не сносят старые дома, их реконструируют изнутри, восстанавливая снаружи их исторический облик». Ах, увидеть бы Калугу однажды такой, как на картинах Валерия Манаенкова!