Лоскутная мозаика

«Лоскутница» — так раньше называли нищенок. Теперь уже печвок — изделия, выполненные в лоскутной технике, — самый шик.

«Лоскутница» — так раньше называли нищенок. Теперь уже печвок — изделия, выполненные в лоскутной технике, — самый шик.

Глядишь, и на светские рауты их завсегдатаи засобираются не в блистающих шелках и «парах», а в пиджаках с заплатами на локтях.

Отрадно, что хоть в каких-то областях бытия жлобство вышло из моды, возобладали экологизм, разум и бережливость. Лишнее подтверждение этому — выставка предметов декоративно-прикладного искусства в Калужском Доме мастеров.

Более пятнадцати постоянных авторов этого культурного центра показали свои поделки. Энтузиастки — последователи развитого во всех странах мира течения. Зародилось оно, скорее всего, с возникновением ткачества. Действительно, сколько сил нужно потратить, чтобы вырастить хлопок, лён, овец, верблюдов и т.д., а потом спрясть нити, соткать и покрасить ткань. А потом — перелез неудачно через забор, и выбрасывать штаны? Искусство фигурного, декоративного катания, шитьё одежды, постельного и столового белья, даже изготовление бижутерии из лоскутков было развито в Англии, и на Руси, и в Европе, и в Америке, и в Австралии. Понятно, что главной причиной была бедность, и повышенный интерес к этой технике возникал в кризисные эпохи.

Прообраз печвока — мозаика, подбор рисунка из камешков, смальты. Цвета кодировали символы, ритм мастерица подбирала по настроению. Рукоделие развивает аккуратность, терпение, вкус — это лучшие женские качества.

Изделия из лоскута — не безделица, они представлены в музеях многих стран мира, в том числе и во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства.

Калужская экспозиция показала и традицию, и новинки. Последней для нас стала японская техника кинусайка. Татьяна Пургина вырезала формы из пенопласта, обтянула их лоскутом, склеила, обрамила лоскутной рамкой — и получились пейзажи.

Елена Кузнецова придумала милейшего представителя класса земноводных, ироничного кота с жабо.

Светлана Куликова смастерила традиционные русские куклы — игрушки-обереги.

Есть и куколки, похожие формой бюста на неолитических мадонн, видимо, изображающие матерей, героинь.

Меланхолическая голубоглазая фея Татьяна Станкевич — словно пришелец из фильмов Тима Бертона.

Директор Дома мастеров Светлана Кулакова, принимая гостей, и сама нарядилась в лоскутный костюм. Добро пожаловать, калужане, полюбоваться наследием. Ручная работа — источник эмоциональной духовности, столь дефицитной сегодня. Умножим её?