Живая кисть Тарусы

Зачем нужны художники, если есть фотографы? Казалось бы, после 1838 года, когда было создано первое фотоизображение, к чему трудоёмкий процесс живописи?

Зачем нужны художники, если есть фотографы? Казалось бы, после 1838 года, когда было создано первое фотоизображение, к чему трудоёмкий процесс живописи?

Евгений Георгиевич Утенков, чью экспозицию открыл Тарусский краеведческий музей, — потомок белорусского мастера Георгия Харитоновича. В 1942 году наш герой был принят на второй курс Московского художественно-педагогического училища памяти 1905 года. Одновременно он оканчивает курсы по реставрации памятников монументальной живописи при Комитете по архитектуре СССР.

В 1945 году Евгений принят на 4-й курс Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского). В 1946-м встреча с семьёй Николая Евграфовича Пестова приводит к крещению художника. В 1950 году художник — монументалист с дипломом с отличием начинает работу. Он участвует в восстановлении утраченных стенописей 17-го века в Троицком соборе Троице — Сергиевой лавры. Он пишет четыре панно Доменико Скотти в бывшем Дурасовском дворце в Люблине. Потом участвует в росписи плафона «Земледелие» на ВДНХ.

В 1953 году художник женится на Ирине Васильевне Ватагиной, родится сын Николай Евгеньевич Ватагин. В 1950-1958 гг. наш герой пишет иконы для храмов Духовной академии и трапезной Троице — Сергиевой лавры. После 1958 года мастер создаёт два панно для музея в Душанбе, в Херсоне, проектирует решетки для Зимнего сада в Кремле.

В 1961 году женой художника стала Екатерина Морозова, через четыре года родилась дочь Елена Утенкова-Тихонова. В 1965 — 1985 годах мастер пишет для Худфонда РСФСР большое количество исторических картин в жанре станковой живописи.

С 1954 по 2010 годы художник летом живёт и работает в Тарусе, и его эскизы весомы, как гравюры. Можно нажать на кнопку и сфотографировать пейзаж. А можно провести кистью путь-дорожки, которые мы прошли обрывом над Окой.

Елена Утенкова-Тихонова, признанный в своей среде талант, оставила записи об отце.

Она пишет: «Впоследствии Евгений Георгиевич с улыбкой вспоминал о том, что госзаказ на композицию «Взятие Берлина» пришлось выполнять несколько раз. Впрочем, к подобным задачам он подходил с такой искренностью, что весь его дом оказывался завален книгами на ту или иную тему, в которую он погружался с головой… Картины расходились по одной «шестой части суши, не оставляя адреса». Именно это тихое, ненавязчивое, доброжелательное внимание к людям в сочетании с тонкой наблюдательностью заметно в портретах».

В Тарусе, в церкви Воскресения Христова, можно увидеть две большие ростовые иконы любимых святых художника — Сергия Радонежского и Серафима Саровского — фигуры ангелов на дьяконовских дверях работы Евгения Утенкова.

В экспозиции музея представлена станковая живопись. Небольшого формата пейзажи, выполненные в, казалось бы, небрежной, вольной манере широкой кистью, пастозным мазком, поражают тонкостью передачи цвета, света, настроения. В работе 1987 года «Ока. Солнце садится» воздушная перспектива как у мастеров итальянского Возрождения. Покрывало влажного воздуха открывает шесть — семь кулис над лугами и лесами. По воспоминаниям коллег, мастерская Евгения Георгиевича была полна холстов разной степени «готовности». Он не мог не писать, не мог пройти мимо прекрасного: ясного летнего дня, радостного лица, пылающего заката…

Вот «Тарусская улочка» 1980 года, кубарем сбегающая к реке.

Крепкие уютные домики, согретые солнцем, еще не утомленная зноем июньская трава, теплая пыль дороги — это и есть родина. Сам художник писал в своём творческом сборнике «Москва — Таруса»: «Я убеждённый последователь реалистического направления в искусстве. Видимый мир для меня настолько потрясающе прекрасен во всех своих проявлениях, что не хочется ничего придумывать, а лишь, дай Бог, суметь передать хоть малую толику того, что видишь!».

Последней работой мастера стал образ Спасителя для алтаря левого придела тарусского собора Петра и Павла.

«Русский Барбизон» вплетает свой цветок в венок искусства страны, и каждый гость Тарусы может вдохнуть его аромат.