Вдохновение как хобби

Галерея Калужского Дома музыки предоставила свой зал любителям — ученикам студии «Вдохновение». Это взрослые люди, многие из которых достигли определённых житейских успехов, и перед ними, как перед героями «Притчи о Великом инквизиторе», выдуманной Иваном Карамазовым, встал вопрос: «Ну вот, я наелся. А что же дальше?» Галерея Калужского Дома музыки предоставила свой зал любителям — ученикам студии «Вдохновение». Это взрослые люди, многие из которых достигли определённых житейских успехов, и перед ними, как перед героями «Притчи о Великом инквизиторе», выдуманной Иваном Карамазовым, встал вопрос: «Ну вот, я наелся. А что же дальше?»

Иработающие люди, после восьмичасового труда, и домохозяйки после наведения «ажура» в квартире собираются вместе и под руководством члена Союза художников России Садыха Багирова занимаются живописью и графикой.

Студия существует долго — последние пять лет ею руководит Садых Иманович, он так выражает своё кредо: «Моя задача — сделать всё для того, чтобы ученики подружились, объединились на почве творчества и изобразительного искусства!». Студийцы почти ежемесячно выезжают в Москву на самые яркие выставки: Караваджо, Пикассо, Нестеров, Левитан, прерафаэлиты становятся их учителями в этих экскурсиях.

Их влияние очень видно в экспозиции: большинство работ — нет, не копии, конечно, но парафразы на темы гениальных картин. Только, к сожалению, не подписан первоисточник. Настоящее копирование возможно только с натуры и предполагает академическую выучку, многочасовые систематические занятия. Здесь же — просто признание в любви к мастерам. Подобные штудии, как вышивка по готовой канве, — школа ремесла и могут дать импульс к оригинальному творчеству.

Действительно, раньше учились писать по прописям, и почерк формировался образцовый. Так, перерисовывая кропотливо линию Альфреда Мухи или «непритязательную» группу деревьев Саврасова, можно постичь законы гармонии.

Сам руководитель студии говорит:

— Изучение старых мастеров — основа обучения даже профессиональных художников. Причем они должны избегать интерпретации, а точно передать первоисточник. Я учился в Харьковской академии художеств, где нам прививали уважение к наследию веков.

— А если и ученику захотелось, например, поменять при копировании наклон дерева, он говорит: «Я вижу так»?

— Сначала нужно научиться мыслить, как мастер, понять, почему он сделал так, а не иначе. Только освоив школу, можно сделать самостоятельно что-то ценное. Если есть талант, но нет труда — он ржавеет. Нужно работать ежедневно, как спортсмен. Этому способствуют аура, обстановка в студии. Человек должен отойти от своих проблем, обыденности, суеты в живописи.

— Каждая женщина ежедневно создает картину, одеваясь перед выходом из дома. В этом творчестве занятия в студии помогают?

— Красивая одежда — это, прежде всего, гармоничное сочетание цветов — теплых и холодных. Развитие вкуса поможет и интерьер своего дома оформить так, что будет выражена индивидуальность хозяйки.

…Атмосфера на открытии выставки, действительно была семейная — мужья и сослуживцы студийцев пришли выразить одобрение работам. Вот страстное фламенко Ирины Бологовой, не иначе как вдохновленное концертами «Мира гитары». Совсем другое дело — феноменальная для любителя акварель, выполненная Тимуром Суворкиным. Здесь виноград, вино, хрусталь мерцает с вермееровской таинственностью. Впрочем, их автор — профессиональный дизайнер, и на работе в свободные минуты десятки раз за день обращается к мольберту.

Результаты на бумаге и холсте у студийцев разные, а в душах — сходные: порывы творчества и ощущение полета.