Язык веера

«Сияние люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный —

И веет, веет ветер бальный

Теплом душистых опахал».

Так описал Иван Бунин в 1906 году свои впечатления от бала. Прикоснуться к этой прекрасной эпохе позволит всем ценителям изящного выставка «Язык веера», проходящая в Полотняном Заводе. «Сияние люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный —

И веет, веет ветер бальный

Теплом душистых опахал».

Так описал Иван Бунин в 1906 году свои впечатления от бала. Прикоснуться к этой прекрасной эпохе позволит всем ценителям изящного выставка «Язык веера», проходящая в Полотняном Заводе.

У знаменитых хозяек этого поместья были замечательные опахала, но бури истории уничтожали их. Коллекцию вееров предоставили москвичи Татьяна и Сергей Макеевы. Вольтер полагал, что «женщина без веера, как мужчина без сабли». Мы бы добавили: «как кошка без хвоста», ибо безмолвные знаки удовольствия и недовольства, связанные с жестким этикетом, дамы могли подавать, не размыкая уст, мановением этого аксессуара. Вот дама протянула веер кавалеру рукоятью — и мужчина понял, что «ловить» ему нечего. Прижала веер к груди — и кавалер воспрял духом, появилась надежда на взаимность. Похлопала по ноге — предложила следовать за ней. В XVIII веке в Лондоне даже была открыта академия по обучению манерам пользования веером!

Татьяна Макеева, галерист, столкнулась с веерами, когда стала изучать историю жизни своей бабушки. Сегодня в ее коллекции несколько десятков вееров, экраны, чехлы, плакаты, картины, ридикюли, книжечки для танцев, программки концертов…

Безвозвратно ушедший мир, в котором вещи всегда говорят о неге и тишине. Каждый представленный на выставке веер снабжен пространными комментариями. Поражает богатство форм вееров. «Бризе» состоит из отдельных пластин, «плие» разворачивается в одну картину, «экран» вообще не складывается. Пластина в виде листа тропического растения называлась пальметта.

Материалы еще разнообразнее форм: тончайший шелк и хрупкая бумага, перья африканских птиц и кружева ручной работы, черепаховые панцири и ароматное дерево, перламутр моллюсков южных морей и драгоценные камни, золото и серебро. Стоимость веера подчас была такой большой, что его можно было заложить в ломбарде и получить немалые деньги. Веер считался дорогим подарком, приличествующим даже царским особам. Барышня получала от родителей свой первый веер перед первым балом.

Сюжеты, изображенные на европейских веерах, разнообразны, как комиксы. Поначалу это были пасторальные сцены, в XIX веке вошли в моду сцены охоты, исторические сюжеты, портреты военачальников войны 1812 года (представьте себе веер с изображением Сталина, Жукова, Ворошилова!). Полезны вдвойне были веера с театральными программками, ресторанными меню. В рисунках стали мелькать лица актрис, этапы возведения Эйфелевой башни, открытие европейских промышленных выставок.

Как духи, мыло и прочие атрибуты культуры, веер пришел в дикую Европу с Востока. В обиходе японцев веер был незаменим тысячелетиями: опусканием опахала изъявляли почтение вельможе, движением веера приветствовали, на веере подавали милостыню бедняку, на нем принимали лакомства. Веер служил символом военной власти и употреблялся генералами при командовании. Веера использовались во время чайной церемонии в качестве записной книжки, были атрибутами театра Но. Делали их из бамбука и особой плотной бумаги «васи», которую расписывали тушью. Веер украшали каллиграфические надписи, рисунки в соответствии со временем года, местностью, событием, социальным положением, возрастом, профессией владельца.

Европейцы не посрамили наследие Востока, развив возможность его использования. Например, дама могла назначить фавориту встречу на 16.00, мгновенно сложив и расправив четыре «лепестка» веера. «Молчащий» веер закрыт. В России про флиртующих дам и кавалеров говорили: «у них великое махание». Когда в приступе гнева прелестница ломала веер, то говорила этим: «Всё кончено».

В 1911 году в Москве было издано учебное пособие для начинающих светских львят. Вот примеры шифра. «Расположение, симпатия, любовь» — подать человеку веер верхним концом. «Презрение» — подать веер ручкой вперед. «Ожидание» — похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони. «Невозможность» — полураскрытый, опущенный вниз веер. «Не приходите сегодня» — провести закрытым веером по наружной стороне руки. «Молчите, нас подслушивают» — дотронуться закрытым веером до губ…

Цвет веера тоже был символичен, например, зеленый означал надежду. Были даже веера — памфлеты, например известен аксессуар с карикатурами на 33 деятелей Государственного совета в японских и китайских костюмах, расписанный дипломатом и директором театров И. А. Всеволожским в 1881 году.

Посетители выставки увидят веера из Франции, Италии, Испании, Австрии, Германии, России, а также из США и Китая. Некоторые экспонаты поистине уникальны, например, китайский «мандаринский веер» или веер тысячи лиц: лица людей на нем сделаны на чешуйках слоновой кости, а одежда — аппликация из ткани.

В очередной раз есть повод задуматься: а есть ли прогресс? Что лучше — веер или поглощающий энергию и выделяющий легионеллу кондиционер, разгоняющий пыль вентилятор. Может быть, вдохновленные выставкой жительницы нашей губернии вооружатся этим женственным аксессуаром и освободят от сумок хотя бы одну руку…