Наследие бранного Востока

Калуга — зеркало всей истории нашего Отечества. И одной из задач эпохи его расцвета было расширение территории, укрепление границ, ибо ничьей земли не бывает. Очень далеко расположена наша среднерусская сторонка от Кавказа, но здесь много лет билось его сердце. Калуга — зеркало всей истории нашего Отечества. И одной из задач эпохи его расцвета было расширение территории, укрепление границ, ибо ничьей земли не бывает. Очень далеко расположена наша среднерусская сторонка от Кавказа, но здесь много лет билось его сердце.

В Доме Шамиля развёрнута не пышная, но тонко составленная экспозиция, посвящённая «калужскому пленению» имама Чечни и Дагестана. В нашу бытность охоты на террористов самое время углубиться в изучение поразительных документов минувшей победы.

Так кто же он, герой экспозиции? Шамиль (1797-1871) был главой мусульманского военно-теократического государства в Дагестане, возглавлял борьбу горцев Дагестана и Чечни против царских колонизаторов. Кавказская война длилась с 1817-го по 1864 год, описана и у Лермонтова, и у Толстого, лично укреплявших там нашу государственность.

Организаторские способности, воля позволили Шамилю объединить горцев и подчинить себе местных феодалов. Человек блестящей храбрости и красноречия, он был популярен в народе, где у каждого мужчины на поясе висел кинжал. Шамиль создал Дагестанское государство — имамат, в котором ему принадлежала и светская, и духовная власть.

В 50-е годы XIX века из-за превосходства русских войск, разорения и усталости народа, измены наместников движение за независимость пошло на спад. 25 августа 1859 года Шамиль с 400 мюридами был осажен в ауле Гуниб и сдался в плен на почётных условиях. Он был поселён с семьёй в Калуге. Первое время имам остановился в гостинице «Кулон», а затем ему передали дом № 4 по улице Пушкина.

Александр Дюма, посетивший наши края, так описывает Шамиля: «Это человек высокого роста с кротким, спокойным, внушительным лицом, главная особенность которого — застывшая на нём грусть. Бледный цвет лица подчёркивает резко обозначенные брови и тёмно- серые, почти чёрные глаза, которые он, по обычаю восточных людей или отдыхающего льва, держит полузакрытыми; у него рыжая борода, заботливо приглаженная и позволяющая увидеть ярко — красные губы, а между ними — ровный строй зубов, мелких, белых и острых, как у шакала. В нём чувствуется вождь, рождённый повелевать».

Этот человек чётко разделял то, что он может изменить, от того, что не может, и не бился головой о стену. Напротив, он вёл светский образ жизни, бывал в обществе. Вот что сказал имам в приватной беседе предводителю дворянства Р.С. Щукину: « За всё зло вы, по справедливости, должны бы растерзать меня на части; между тем вы поступаете со мной как с другом, как с братом».

Действительно, гостеприимство русского царя было поразительно. Шамилю назначили пансион на содержание семьи (двух жён, двоих сыновей, четырёх дочерей, двух зятьёв, двух невесток). Началось пребывание имама в Калуге с торжественного акта клятвы. В доме Дворянского собрания (позже — Дворец пионеров, ныне — Дворец детского творчества) 26 августа 1866 года бывший враг со всем семейством присягнул на верность императору России. На выставке представлен снимок, сделанный Бернардом Гольдбергом. Это блестящий пример фотомонтажа до изобретения фотошопа. «При невозможности снять присягу в её принесении, я снимал отдельно каждое лицо, помещение и вещи и затем сгруппировал их. После девятимесячных постоянных занятий я достиг своей цели», — писал автор. За первый экземпляр фотографии мастер получил подарок и премию от императора, за второй — золотой перстень с бриллиантами от наместника Кавказского Великого князя Михаила Николаевича.

Экспозиция расскажет о перипетиях труднопредставимой жизни по канонам шариата, о нравах жён и дочерей Шамиля.

Вместе с тем допустить к медицинскому осмотру врача было для часто болевшей в нашем климате женской половины семьи настоящим шоком. Выезжали на прогулки дочери имама только по его настоянию, гуляли в своём саду лишь после десяти вечера. Житьё было столь привольно, что в Калуге в 1862 году родился внук имама Мухаммад Камиль, сын Заидад и Саида.

Живой историей страны дышат стены дома, они будто шепчут кровавые строчки « Валерика» Михаила Лермонтова, «Хаджи — Мурата» Льва Толстого. И история эта не кончилась, она продолжается каждый миг. В этом — актуальность выставки.