Спасибо за мечту!

Шестнадцатилетие — волнующий возраст  влюбленностей, очарованности, постижения нового — и для человека, и для «Мира гитары». Олег Акимов запустил шестнадцатый форум мировой культуры, как фейерверк. Тысячи зрителей, старожилы и неофиты, гости — музыканты из девятнадцати стран, с четырех континентов встретились с красотой и вдохновением. Шестнадцатилетие — волнующий возраст  влюбленностей, очарованности, постижения нового — и для человека, и для «Мира гитары». Олег Акимов запустил шестнадцатый форум мировой культуры, как фейерверк. Тысячи зрителей, старожилы и неофиты, гости — музыканты из девятнадцати стран, с четырех континентов встретились с красотой и вдохновением.

Первый залп фейерверка расцвел 13 мая, когда в кинотеатре «Центральный» прошла премьера полнометражного фильма об истории фестиваля. Евгений Горин назвал свои киномемуары «Сны учителя музыки». Автор считает, что «раньше фестиваль состоял из концертов. Теперь это — уроки».

— Разве можно кого-то чему-то научить?

— Нет. Олег Акимов внедряет свои коды, идет трансляция личности.

Действительно, когда шестнадцать лет назад преподаватель Калужского музучилища, влюбленный в свой инструмент и идею просвещения, посеял зерно фестиваля в землю, кто мог предположить, что из него вырастет такое пышное и величавое дерево!

Оно покрыло своей кроной всю Калугу, и 25 мая на Театральной площади многотысячная толпа увидела свой «Город в блюзовых тонах». Виртуоз Леван Ломидзе с группой The Blues Cousins и один из лидеров мирового джаза и блюза из Польши Лешек Чихоньский — мастера музыкальных провокаций.

Польский гость на своем фестивале во Вроцлаве как-то организовал 6346 гитаристов одновременно сыграть хит Джимми Хендрикса! Калужане пока не все пришли на сейшен с гитарами, а только группы RODNЫЕ @BLIZKIE , Out of style, «ЭлектрикЛюдиЛэнд». Вопреки английским буковкам в названии участники группы — весьма русские и знакомые — Виктор Деринов, Григорий Бирюлин, Дмитрий Винокуров, Руслан Моисеев.

Двадцать седьмого мая, перед официальным открытием фестиваля, на пресс-конференции журналистам представили новое лицо.

Оно было одно, Петер и Золтан Катона, дуэт гитаристов, оказались однояйцевыми близнецами! Вдобавок эти двое представляли три страны: Венгрию (родина), Германию (учеба, гражданство), Великобританию (учеба, работа). Музыканты имеют десятки призов и премий международных конкурсов, выступали в «Карнеги — холле». Виртуозы с блеском исполняют произведения Скарлатти, Генделя, Моцарта, Альбениса, Гранадоса  Де Фальи, Родриго…Они пообещали сыграть попурри из осовремененных тем классиков.

— Слушатели признают или поп-классику (Чайковский, Моцарт) или рок, джаз. Вся музыка 20-го века — черная дыра в сознании большинства посетителей концертов. Как поднять культуру?

— Только играть эту музыку. Но при этом понимать, где и для кого. Я думаю о тех, кто сидит в зале, — посовещавшись с дуэтом, ответил гитарист (по совместительству — переводчик) Дмитрий Илларионов. Он привез написанный Алексеем Рыбниковым специально для него концерт для гитары с оркестром.

Премьерное исполнение с одним из лучших камерных оркестров России Musica viva стало в ряд самых волшебных снов фестиваля. Руководимый Александром Рудневым коллектив, объехавший с концертами всю Евразию, записал более двадцати альбомов с произведениями всех эпох и стилей.

С его «шелкового» звучания начался фестиваль. Сюита на цыганские темы, в которой солировал на семиструнной гитаре Айнур Бегутов, напомнила, как «дремлют плакучие ивы светлой ночью».

Дирижировавший оркестром Филипп Чижевский работал в экспрессивной манере, в результате его черная сорочка вскоре заблестела от пота.

Дуэт KATONA TWINS стал откровением. Поразительная органичность и мягкость, слаженность такая, будто эти четыре руки растут из одного тела. Впрочем, чему удивляться — ведь когда-то эти люди были одной клеткой, они — природный клон! Побольше бы близнецов отдавали в музыкальные школы!

Петер и Золтан не ноты играли, а картинку рисовали, их исполнение было не стеклом, а окном. После задумчивого Астора Пьяцоллы они «зажгли» свое попурри, по-замыслу — что-то вроде «Сюиты в старинном стиле» Альфреда Шнитке. И сорвали первые овации зала.

Дмитрий Илларионов был безупречен, концерт Рыбникова, мастерски оркестрованный, прозвучал так, что стало ясно — на наших глазах  происходит развитие гитары как инструмента.

Попурри на поп-хиты «раскачало» зал по рецепту Фреди Меркьюри. На бис Дмитрий даже спел «Мама миа» ABBA!

Хендрик Андерсон, датский виртуоз, игравший с Мак Лафлином, исполнил «Средиземноморье» английского Махавишну. Величественное, как собор, произведение собрало ритмы и стили двух континентов, что держат в ладонях ласковую влагу.

Двадцать девятого мая гитарную классику и танго представили также впервые посетившая нашу страну Дэйл Кавана (Канада — Германия) и Квито Гато (Аргентина — Испания).  А на следующий день Год Германии в России актуализировался концертом «Музыка из королевских залов».

Впервые в России дуэт Лутца и Мартины Кирххоф (Германия) представил пласт изысканных, редко звучащих произведений для лютни и виолы да гамба. Исторические лютни весили по 250-300 граммов, были тонки и не дошли до нашего времени. Их две, и еще одиннадцать струн (парных) перебирали нежные пальцы, не знавшие работы. Лютня откликается даже на дуновение! И в поистине камелотовской акустике «Образа» ее звук расцвел ландышем. Четыре чугунные колонны работали, как резонансные струны, вибрировали, усиливая звук.

Пьесы Готфрида Мойзеля, Карла Абеля, казалось, перенесли калужан в эльфийский  Ривенделл. Есть шутка, что лютнист, проживший 80 лет, 60 из них проводит в настройке инструмента — он требует перенастройки от произведения к произведению в зависимости  от его тональности.

Наши гости настолько сжились с эпохой, что одеты были по моде благородных господ, и живут они в отреставрированном ими особняке 17-го века — так далеко завела их страсть к аутентичности.

Эпоха Вудхауза, Дживса и Вустера звала к беззаботности и комфорту. Эта музыка так легко конвертируется в движения тела, как и шедевры Штраусов, рассчитывавших свои польки по па танцоров. Крепкая соседка вашего корреспондента так подпрыгивала в кресле, что с ней трясся весь ряд — не иначе шурупы придется подвинтить.

Тим Клипхаус творил чудеса, его скрипку тянуло то к Баху, то к Паганини, и при этом он умудрялся уморительно конферировать. Ревущий зал выбил бис… «Очи черные»! Наша «Мурка»!

Для закрытия фестиваля Олег Акимов приберег громовое имя TOMATITO. Нет, это не марка кетчупа. Хосе Фернандес Торе получил прозвище и искусство от отца и деда — тоже гитаристов. При звуке его фламенко стало понятно, что томаты в Андалузии совсем не такие, как в наших сетевых магазинах, а ароматные, сочные, сладкие. На пресс-конференции первый исполнитель фламенко, удостоенный премии «Грэмми», рассказал, что играл для фильмов Карлоса Сауры и Антонио Гадеса, так что многие из вас могли его видеть в фильмах этого феерического творческого дуэта. Именно посмотрев их фильм «Кармен», Олег Акимов (и ваша покорная слуга) влюбился во фламенко. Мастер назвал Пако де Лусию, раньше также бывшего гостем фестиваля, учителем своего поколения.

Музыкант выступал в Испании на арене для боя быков, он и концертный зал превратил в корриду. Не обрамлением, а полноценными партнерами звезды были группа вокалистов, ударник, танцовщица Soy Flamenco.

Палома оправдала свое имя (Голубка) — она взмывала над сценой, как птица.

Шесть дней фестиваля — власть чувства и мысли, кровь фламенко и туман лютни, сон, мираж, наведенный Олегом Акимовым на Калугу… Неужели до следующего фестиваля целый год? Ох, забыла,  он ведь у нас вечнозеленый, всесезонный!