Градский: певец, поэт и гражданин

«Ей нет соперниц, нет подруг», — писал классик о девушке божественной красоты, объясняя, почему она гуляет одна. На сцене Концертного зала 23 мая состоялся сольный концерт Александра Градского. Никаких эпитетов не подберешь ни ко всему его обширному творчеству, ни к прошедшему выступлению. «Ей нет соперниц, нет подруг», — писал классик о девушке божественной красоты, объясняя, почему она гуляет одна. На сцене Концертного зала 23 мая состоялся сольный концерт Александра Градского. Никаких эпитетов не подберешь ни ко всему его обширному творчеству, ни к прошедшему выступлению.

Приезжает человек, голос которого с детства любишь, и который своими сюитами научил тебя понимать поэзию — чего же боле? А вдруг шестидесятишестилетний тенор уже не так хорош, как в годы, когда пел сложнейшую арию Визиря в опере «Золотой петушок»?

Александр Борисович в первые минуты концерта устыдил неверующих, начав со своего коронного «Как молоды мы были». Как он был серьезен, какое чувство меры! Он не «бил себя пяткой в грудь», не «выдавал чувство», а будил его в нас. Ну а «голосину» развернул на все свои октавы, внесенные в Книгу рекордов Гиннесса. Феноменальный головной резонанс, неподражаемое благородство артикуляции. О таких говорят: у него не губы, а уста. И стихи, слетая с них, превращаются в цветы и бриллианты, как у сказочной героини, одаренной доброй феей.

Затем последовала песенка Герцога из оперы Верди «Риголетто», в исполнении которой слились мощь и изящество. Градский смеялся в ответ на овации полного зала (а они начались, как только он вышел на сцену), и быстренько переходил к следующему номеру. После романса «Гори, гори, моя звезда» шквал аплодисментов вынес из публики букет роз и записку с вопросом. Просили рассказать о работе с музыкантами Александром Лосевым и Александром Лерманом. Певец, композитор, поэт ответил, что все описал в своей книге воспоминаний.

Александр Борисович рассказал, что ездить сейчас по России с оркестром — значит создавать «неподъемные» цены на билеты. «К тому же я купил холодильник и машину, а второй холодильник и третья машина мне не нужны. Когда еще стоял в Москве зал «Россия», там состоялся мой концерт с двумя оркестрами — народных инструментов имени Осипова с дирижером Николаем Калининым и светлановский оркестр во главе со своим создателем. Из этой записи я сделал «минусовку». Этих людей уже нет, но сегодня они приехали со мной, живые». Действительно, аккомпанемент, который исполнитель подстраивал с помощью хитрого пульта, звучал проникновенно. Артист отметил хорошую акустику зала.

Со звуками романса «Мне так хочется любить» публика, как Даная, была залита золотым дождем этого голоса.

Чудо, стоявшее на сцене, было одето в простецкий черный наряд: брюки и рубаху. На фоне черного занавеса — только лицо, аксессуары были не нужны.

Александр Борисович утирал лицо, пил водичку, жаловался на жару. Предваряя «Санта Лючию», он рассказал, что «орал» это произведение, когда жил у бабушки в подмосковной деревне Расторгуево и шел по заснеженному полю три километра в школу. Матери одноклассников, заслышав, говорили своим чадам: «Слышь, Сашок пошел, и тебе пора!». Мальчишки выходили, и мы сообща орали уже совсем другие песни.

Этот человек относится серьезно не к себе, а к своему дару и чести. Вторая часть концерта включала песни композитора и поэта Градского с диска «Неформат». Певец предупредил, что будет звучать и такая лексика: «иначе не понять смысл». Помните, когда-то в школе мы изучали гражданскую лирику? Так вот, Градский — Некрасов сегодня, призывал граждан: «Если чем-то разжился — делись», предостерегал: «Если подлеца не называть подлецом, наступит… конец».

Отдельная песня была посвящена Олимпиаде в Ванкувере, где россияне «взяли» три золотые медали, а в Паралимпийских играх инвалиды из России собрали 37 золотых наград! Поэт сделал из этого гротескного факта далеко идущие выводы, и зал его единодушно поддержал. В песне, посвященной Александру Галичу, поражался вслед за классиками долготерпению масс: «И кто бы и как бы ни давил их, молчат и мечтают о виллах».

Песни были такими зажигательными, что Александр Борисович сопровождал их пляской вроде «Камаринской».

Третья часть концерта прошла под гитару. Благо Александр Борисович такой мультиинструменталист, каких больше в мире нет. Он играет на фортепиано, скрипке, гитаре, бас-гитаре, синтезаторах, хонер-клавинете, челесте, ксилофоне, ударных. Все это он освоил не от хорошей жизни, а для воплощения без посторонней поддержки точивших его сознание «мечт». Так появились феерические сюиты на стихи Николая Рубцова, Бориса Пастернака, Поля Элюара, Владимира Набокова…. И сравнить их можно только с рок-оперой «Иисус Христос». Кстати, в этом жанре наш гость создал «Стадион», «Мастера и Маргариту». Эти и другие виниловые диски восьмидесятых годов выпуска поклонники принесли на подпись автору!

«Золотое старье» 60-70-х годов заставляло слушателей шевелить губами: «Полюбил Ванюха Машутку», Роберт Бернс («В полях под снегом и дождем», «Мне нужна жена») напоминали о «молодости, которая все же бессмертна».

Гомерический хохот вызвал рассказ Александра Борисовича об удивительном приспособлении «говномере» и соответствующая сатира в духе Ювенала. Спел автор и совсем новые песни: «злую, дурацкую, грустную».

Остервенелый хит «А мы не ждали перемен» раздал всем «сестрам по серьгам», как Гоголь персонажам «Мертвых душ».

В финале зал встал, как один человек, и выбил бы бис, но Градский объяснил, что у него семь концертов подряд в разных городах.

У белого «мерседеса» с номером 999 артиста, вышедшего с охапкой роз, поджидала влюбленная, но сдержанная стайка поклонников. Певцу подарили новый для него музыкальный инструмент — хлудневскую глиняную игрушку.

Александр Борисович поет:

«Недостает того, что не найти. Как не найти погаснувшей звезды, как никогда, бродя цветущей степью, меж белых листьев и на белых стеблях мне не найти зеленые цветы…»

В тот вечер счастливчики увидели свет звезды, ощутили аромат небывалого цветка, имя которому — личность Градского.