Китайские церемонии

Выставка китайского традиционного искусства в Калужском областном художественном музее не велика, но без труда обнимает пять тысячелетий культуры этой страны. Выставка китайского традиционного искусства в Калужском областном художественном музее не велика, но без труда обнимает пять тысячелетий культуры этой страны.

Вычурные, невероятно сложные узоры веток, волн, ветвей в изделиях умельцев — точная копия прославленных предметов обихода  с тысячелетней историей. По нынешней погоде самым актуальным предметом в экспозиции был веер.

Первые веера изготавливались в XI веке до н.э. из бамбука, павлиньих перьев, шёлка, слоновой кости, сандалового дерева, перламутровой бумаги.  Были веера, расписанные цветами  и птицами, веера — альбомы, в которых «випы» тех веков оставляли автографы. Была  символика движения веером, на этом эфемерном аксессуаре подавали милостыню нищим. Пользовались им и дамы, и кавалеры, даже военачальники.

В Китае океанскую красоту и доброту, сострадание олицетворяет один персонаж — богиня  Гуаньинь. На выставке она показана в рисунках, малой пластике, аппликацией из бумаги.  Грошовый материал в руках умельцев становится бесценным раритетом — в этом  один из философских принципов искусства Востока. Другой герой экспозиции — толстобрюхий беззаботный  Милэ, Будда будущего — живое доказательство плодотворности пути «недеяния». Ведь жизнь — иллюзия, так к чему суетиться попусту?

Изделия из перегородчатой эмали, напротив, рассчитаны на века: на медную основу припаивается проволока, узор заливается эмалью. После обжига сосуды полировали, золотили, и они доходили до нас из седой древности без изъяна.

Разные древние предметы не только красивы и удобны. Они  долгие десятилетия хранят  запахи фитонцидов, целебных ядов растений. Самшитовые, камфорные, ореховые стволы стали шкатулками, подставками для рук, мебелью.

«Тихая девочка в платье из красных шелков, где золотом вышиты осы, цветы, драконы» в экспозиции тоже есть. Это традиционное занятие женщин без слов говорило об их вкусе и трудолюбии. «Высший пилотаж» — двусторонняя вышивка, являющаяся произведением искусства и с лица, и с изнанки.

 Изделия из чёрного и красного лака также изобретение китайцев, как бумага и фарфор. Сок особого лакового дерева предохранял изделия от порчи, придавал долговечный блеск. Резные лаковые изделия появились впервые в эпоху Тан, в седьмом — восьмом веках. Техника пекинского лака переходила от поколения к поколению, и традиция не прерывается уже почти две тысячи лет!

Статуэтки из мрамора, дерева, нефрита полны экспрессии и движения: лошади, тигры, летающие буйволы, совы, черепахи, драконы. Они — олицетворения стихий. Нефрит, а не бриллиант считается самым дорогим камнем, символом благородства. Ведь он такой твёрдый, и потому из него получались тончайшие узоры. Кажется, эти зелёные каменные листья выросли в лесу.

Храните деньги на поясе! Поэтому в Китае в центре монеты делали  дырку для шнура.  Актуальная идея, крах банка владельцу такой звенящей связки не страшен. На самом деле дальновидные китайцы предпочитали золотые и серебряные слитки в виде башмачков знатной дамы, не сообразив, как знатная леди вставляла в это приспособление ступню. Увы, для этого ее ломали во младенчестве — ведь ходить мандаринше не было нужды, а самой эротичной походкой считалось ковыляние уточки.

Фарфор, конечно, символ Китая. Пораженные его красотой европейцы платили за него дороже веса золота. Они думали, что полупрозрачные чашки сделаны из скорлупы райских птиц. Какой-то гений изобрёл его в шестом веке, нагрев смесь полевого шпата и каолина (от названия гор Шаолинь) до 1300 градусов. Разнообразие и красота китайского фарфора конгениальны творениям самой природы. В этом, как и во многом другом, Западу Восток не догнать…

Чай в Китае пьют такими дозами, как в России коньяк, только в голове от него не шум, а прояснение, кого-то они подвигнут почитать китайскую поэзию, средневековые романы или посадить в своём саду царя цветов — древовидный пион с пахучей чашечкой… нет, суповой тарелкой ярких лепестков!