Краски земли

Почему Московский геологический музей им. В.И. Вернадского выступил организатором Первой международной выставки художественной эмали? Те краски, что зацвели на стенах Калужского художественного музея в работах мастеров, — неподдельный и вечный дар литосферы. Оксид кремния, простой песок и минералы на его основе — основной компонент земной коры. Само слово «кремний» происходит от греческого «утес», «скала». Почему Московский геологический музей им. В.И. Вернадского выступил организатором Первой международной выставки художественной эмали? Те краски, что зацвели на стенах Калужского художественного музея в работах мастеров, — неподдельный и вечный дар литосферы. Оксид кремния, простой песок и минералы на его основе — основной компонент земной коры. Само слово «кремний» происходит от греческого «утес», «скала».

Кремень стал первым оружием нашего обезьяноподобного предка, древнеегипетские сапиенсы покрывали кувшины непрозрачной эмалью — глазурью. Самой древней найденной бусинке из глазури — пять с половиной тысяч лет! Эмаль — слово настолько древнее, что восходит к франкскому глаголу «плавить». Эмалирование — электрохимический процесс покрытия металлических, керамических, стеклянных изделий легкоплавкого стекла. Цвет получают добавлением оксидов марганца, кобальта, никеля, сурьмы. Эмали не выгорают, их можно разбить, но осколки будут принадлежать вечности, пока взорвавшееся Солнце не переплавит Землю.

Столь прочный материал широко использовался для украшения богослужебной утвари, создания ювелирных изделий. На рубеже XX и XI веков эмаль стала станковым искусством.

Зимой калужане оценили масштабную выставку эмали Зураба Церетели в Доме музыки. В открывшейся экспозиции наряду с работами мэтра представлены опыты молодых художников. В их числе — лучшие работы выпускников Московского колледжа декоративно-прикладного искусства им. К. Фаберже.

Горячая эмаль имеет много разновидностей, и все эти техники представлены на выставке. Работы «приехали» в Калугу из Австрии, Беларуси, Германии, Венгрии, Польши, Украины и, конечно, России. Как бы точно ни вкладывал художник россыпь материала на основе, огонь всегда корректирует замысел своей непредсказуемостью, поэтому каждая работа абсолютно неповторима.

Не диво, что многие сюжеты на выставке восходили к иконописи. Вот две птички готовятся вместе испить «Чашу познания», приступая к брачному пиру. Зураб Церетели поместил древо познания в ковчег спасения. Его город — дом окружен полем зеркал, в которых отражается зритель. Ангел-хранитель тащит по жизни экипаж с монахиней. Ох, и «Тяжелая ноша!» — восклицает вместе с ним автор, Л. Байцаева. Л. Зайчикова изобразила космос как игрушку, и его планеты пронизаны модными суперструнами, новым открытием физиков.

Как плакат к фильму Джима Джармуша «Кофе и сигареты» — картина-поднос. На ней никогда не истлеет газета Le Mond за 17 сентября 2008 года, не заветреет лимон, не остынет кофе.

Так вечность соединилась с эфемерностью, седина древнего ремесла — с суетой дня, и возникло искусство.